Проект «Предпринимательский класс в московской школе»
О проекте
НИУ ВШЭ стал участником проекта «Предпринимательский класс в московской школе» в 2022 году. Подробнее о проекте
В рамках реализации проекта предоставляются следующие возможности:
Образовательно-просветительские мероприятия (мастер-класс, семинар, практикум, лекция, экскурсия) по тематическим направлениям:
- История развития предпринимательства в России и мире,
- Тренды, вызовы и тенденции в современном предпринимательстве,
- Советы и рекомендации начинающим предпринимателям,
- Система профессиональной подготовки предпринимателей. (мастер-класс, семинар, практикум, лекция, экскурсия
«Учебный день в университете», на котором школьников знакомят с системой обучения, общественной жизнью студентов, условиями обучения в вузе, правил приема, необходимых документов, перечня экзаменов профильных факультетов НИУ ВШЭ
Организация и руководство проектной деятельностью учащихся
Дополнительные общеразвивающие программы для школьников 10-11 классов
Предпрофессиональные каникулы (лекции, экскурсии, практические занятия)
За период с сентября 2022 по август 2024 г. партнерами НИУ ВШЭ стало 57 школы-участника проекта на основании договора о сотрудничестве. Еще 43 образовательных организаций имеют статус партнерской школы НИУ ВШЭ.
Файл .
Университет имеет большую сеть партнерских школ в Москве, являющихся участниками или кандидатами проекта «Предпринимательский класс в московской школе».
Контакты
Новости
Партнерские школы проекта
- ГБОУ города Москвы «Школа № 56 имени академика В.А. Легасова»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 138»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 141 имени Героя Советского Союза Рихарда Зорге»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 338 имени Героя Советского Союза А.Ф. Авдеева»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 368 «Лосиный остров»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 444»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 556»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 627 имени генерала Д.Д. Лелюшенко"
- ГБОУ города Москвы «Школа № 853»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 947»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1000»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1101»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1208 имени Героя Советского Союза М.С. Шумилова»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1210»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1252 имени Сервантеса"
- ГБОУ города Москвы «Школа №1259»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1279 «Эврика»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1286»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1298 «Профиль Куркино»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1302»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1329»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1392 им. Д.В. Рябинкина»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1400»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1409»
- ГБОУ города Москвы «Шуваловская школа № 1448»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1468»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1474»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1498 "Московская Международная Школа"
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1501»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1506»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1515»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1517»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1519»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1520 им. Капцовых»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1524»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1532»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1537»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1541»
- ГБОУ «Школа № 1542»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1557 имени Петра Леонидовича Капицы»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1575»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1793 имени героя Советского Союза А.К. Новикова»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1799»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1811 «Восточное Измайлово»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 2033»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 2098 «Многопрофильный образовательный центр» имени героя Советского Союза Л.М. Доватора»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 2107»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 2114»
- ГБОУ города Москвы «Школа «Свиблово»
- ГБОУ города Москвы «Школа Марьина Роща имени В.Ф. Орлова»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1205»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1290»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 2006»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 2101
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1231 имени В.Д. Поленова»
- ГБОУ города Москвы «Школа «Покровский квартал»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1535»
- ГБОУ города Москвы «Школа № 1538»
Мероприятия проекта в НИУ ВШЭ 2022-2023
Программы для школьников
4 февраля 2023 года в рамках подготовки школьников 10-11 классов – участников проекта «Предпринимательский класс в московской школе» к участию в подготовке школьников к перечневым олимпиадам по математике в онлайн формате начался курс, в рамках которого будут рассмотрены наиболее востребованные методы и приемы из разных областей математики, а также разобраны задания прошлых лет.
Курс, рассчитанный на 20 академических часов (5 лекций и 5 практических онлайн-занятий), ведет сотрудник Международной лаборатории динамических систем и приложений Факультета информатики, математики и компьютерных наук нижегородского кампуса НИУ ВШЭ Шеина Ксения Игоревна.
11 февраля 2023 года в рамках проекта «Предпринимательский класс в московской школе» НИУ ВШЭ в гибридном формате открылась дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа«Финансы и бизнес», направленная на стимулирование у обучающихся предпринимательского мышления и обучение навыкам проектного управления, формирования и использования финансовых ресурсов в предпринимательской деятельности.
Курс, рассчитанный на 20 академических часов (5 лекций и 5 практических онлайн-занятий), ведет магистрант второго года обучения образовательной программы «Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе» НИУ ВШЭ Василенко Тимофей Андреевич.
6 апреля 2023 года в рамках проекта «Предпринимательский класс в московской школе» НИУ ВШЭ в очном формате открылась дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Подготовка школьников к перечневым олимпиадам по обществознанию», в рамках которой будут рассмотрены следующие темы: Основные предпосылки модели «экономического человека»; Основные подходы к моделированию «социологического человека»; Основные характеристики общества потребления, «макдональдизации» и «уберизации» общества; Основные определения государства и ключевая роль государства в экономике и др.
Курс, рассчитанный на 20 академических часов (5 лекций и 5 практических занятий), ведет старший преподаватель департамента социологии Факультета социальных наук НИУ ВШЭ Маркин Максим Евгеньевич.
8 апреля 2023 года в рамках проекта «Предпринимательский класс в московской школе» НИУ ВШЭ в дистанционном формате открылась дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Основы бизнеса»
Курс для учащихся 10-11 предпринимательских классов предоставляет обучающимся систематизированную информацию, необходимую для формирования практических навыков в области предпринимательской деятельности и анализа ее прикладных систем на основе активных методов обучения.
Курс, рассчитанный на 20 академических часов и состоящий из 5 лекций и 5 практических онлайн-занятий, ведет индивидуальный предприниматель Самохин Михаил Юрьевич
Мероприятия проекта в НИУ ВШЭ 2024-2026.
В 2024-2026 гг. в рамках проекта «Предпринимательский класс в московской школе» НИУ ВШЭ проводит обучение школьников основам проектной работы и подготовку к конкурсу "Наука для жизни" в номинации "Шаг в бизнес" по четырем направлениям: Посредническое предпринимательство Файл; Цифровое предпринимательство Файл; Технологическое предпринимательство Файл ; и Социальное и экологическое предпринимательство Файл
В ноябре-декабре 2025 г. для участников проекта был проведен курс подготовки к независимой оценке качества предпрофессионального обучения (предпрофессиональный практикум).
Медиатека 2022-2023
Медиатека 2023-2024
Медиатека 2024-2025
Мы в социальных сетях
Предпринимательский класс в Московской школе.
Сегодня для меня начался очередной учебный год со школьниками.
Провела два тренинга для 10-11 классов.
Три часа и порядка 200 подростков.
Такая поразительная разница детей 10 и 11 классов - первые еще совсем доверчивы и открыты, а будущие выпускники более сдержаны и насторожены.
Но это лишь до первой игры)
В деловой игре все границы стираются, открывается характер и энергия!
Переполненная аудитория светилась идеями!
Фитнес-клуб, ветеринарная клиника, стоматология, парк аттракционов, салон красоты, частная школа и продуктовый магазин - реальный сектор помогает понять и прожить сложные бизнес-понятия.
До новых встреч, ребята!

Идеи для бизнеса
9 октября ученики 10 предпринимательских классов школы посетили бизнес-тренинг «Где взять идеи для бизнеса», который проходил в НИУ «ВШЭ». Спикер – Надежда Ефанова (руководитель компании FinBroker, Генеральный директор ИНЭКОН) рассказала будущим предпринимателям, как приходят бизнес-идеи, как их воплотить в жизнь и какие болевые точки у предпринимательства в России.
Юные предприниматели выяснили:
какие задачи стоят перед руководителем/владельцем бизнеса;
из чего состоит капитал бизнеса;
что такое коворкинг и нетворкинг;
какие самые прибыльные направления в бизнесе в этом году.
Во время тренинга задали вопросы профессору, доктору исторических наук Департамента политической науки НИУ «ВШЭ» Игорю Орлову.
Университет впечатлил учащихся своим кампусом, а студенческая атмосфера подарила вдохновение.
🍭Вчера побывали на встрече, организованной ВШЭ, и это было очень интересно!
🔔Мы поговорили о лидерстве и командной работе, а ребята смогли примерить на себя разные роли в ролевой игре
⭐️Ребята активно включились в процесс, продемонстрировав потрясающее командообразование и креативность. Такие инициативы точно помогают развивать навыки, которые пригодятся в будущем! Спасибо ВШЭ за организацию встречи и возможность пообщаться с такой крутой аудиторией! ⭐️
Праздник науки! 👨🎓
В нашей школе с большим успехом прошел XIX конкурс проектных и исследовательских работ учащихся "#Открытие".
Почетными гостями и экспертами на этом мероприятии выступили представители наших вузов-партнеров и организаций: #МАДИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, НИУ #ВШЭ, НИУ #МЭИ, #МГПУ, МГТУ #СТАНКИН, Финансового Университета при Правительстве РФ и "Лаборатории Касперского".
С приветственным словом к участникам обратились:
* Соловьев Александр Николаевич, доктор педагогических наук, доцент, декан факультета довузовской подготовки МАДИ.
* Орлов Игорь Борисович, профессор, заместитель руководителя департамента политики и управления, заведующий научно-учебной лабораторией исследований в области бизнес-коммуникаций НИУ ВШЭ.
* Тропин Сергей Львович, заведующий кафедрой «Подъемно-транспортные системы (РК4)» МГТУ им. Н.Э. Баумана, кандидат технических наук.
* Милованов Николай Юрьевич, менеджер образовательных программ «Лаборатории Касперского».
На суд авторитетного жюри школьники представили свои проекты, над которыми они трудились не один месяц. Все участники ответили на вопросы экспертов и получили ценные рекомендации по дальнейшей работе над своими проектами.
Школьный конкурс "Открытие" стал первым шагом в подготовке проектов для представления на внутривузовских и городских конференциях.
Ученики предпрофессиональных классов создают свои проектные и исследовательские работы на базе ведущих профильных вузов Москвы.
Например, десятиклассники нашего предпринимательского класса отмечают, что индивидуальный проект дает возможность не только ощутить себя бизнесменом и разработать собственный бизнес-план, но и посетить университеты, рассмотреть их и почувствовать себя студентом.
Высшая школа бизнеса — структурное подразделение Высшей школы экономики. Здесь нам помогают работать над проектами. И к этой работе располагает само образовательное пространство.
Университет на Покровке — один из самых современных университетских комплексов Москвы и всей России. Три огромных атриума связывают исторические здания в единое пространство. Неисчислимое количество коворкингов, обширная библиотека, модернизированные аудитории, Дом исследований — всё, что нужно для конференций и учебы.
Будем стараться соответствовать высокому уровню!#школьныйрепортершпч Ксения Круглова и Алина Юнусова, 10 «Д»
Мы активно начали организовывать мероприятия с участием живых предпринимателей нашего бизнес-клуба Митино для абитуриентов Высшей школы экономики (ВШЭ).
Это отличная возможность для студентов узнать больше о реальном бизнесе, получить практические советы и вдохновение для своей будущей карьеры.
Мы применяем различные форматы, включая панельные дискуссии с несколькими предпринимателями, где они обсуждают различные аспекты ведения бизнеса, и мастер-классы по конкретным навыкам, таким как маркетинг, финансирование или управление проектами.
Также я хочу сделать сессии вопросов и ответов, где абитуриенты могут задать непосредственно интересующие их вопросы предпринимателям.
В данный момент мы ищем интересных спикеров и предпринимателей, которые желают поделиться своим опытом и знаниями с молодыми людьми. Если вы хотите участвовать или знаете кого-то, кто мог бы быть заинтересован, пожалуйста, дайте нам знать!Кроме того, мы активно продвигаем наши мероприятия через социальные сети и создаем промо-материалы для привлечения аудитории, к вашему бизнесу.
Если у вас есть предложения или идеи, как сделать наши мероприятия еще более интересными, мы будем рады услышать!
@marinezzz
‼️ обязательным условием является быть в клубе Митино, иметь реальный бизнес в районе. Быть активным, и участвовать в мероприятиях клуба и района. Самое главное с чего нужно начать это прийти на любой завтрак в четверг, и познакомиться лично с клубом и предпринимателями. И понять насколько вам интересно взаимодействует, расти вместе с нами.
📅 Тема первой встречи: «Каждый бренд рано или поздно попадает в непростые ситуации, но именно в такие моменты раскрывается его настоящий потенциал».
Мы обсудим, как сохранять уверенность, находить новые возможности и превращать кризисы в стимул для дальнейшего роста.
🎤 Спикер: Ильина Анна Дмитриевна, Генеральный директор ООО «МАКС ГРУПП», партнёр проекта «Моремания».
Анна поделилась своим опытом и рассказала, как успешно справляться с вызовами в бизнесе. Рассказала какие были факапы, как работают с отзывами, какнабирают персонал, как вообще устроен бизнес изнутри. И с чего начать. Было очень много вопросов что её вдохновляет.
🗣️ Модератор: Ярчук Марина Евгеньевна — общественный советник Москвы, блогер, создатель сообщества предпринимателей и жителей района Митино в Москве.
Также является маркетологом и SMM-специалистом, я идеальным проводник в мир предпринимательства 🫱🏻🫲🏼👌🏽 (так пишет про меня ИИ)
Если в вашей школе есть предпринимательские классы, это замечательная возможность погрузиться в мир бизнеса, узнать о практике и пообщаться с настоящими предпринимателями!
Вы тоже можете сотрудничать с ВШЭ и ваши 10-11 классы могут посещать подобные мероприятия.
Если ваша школа не сотрудничает с ВШЭ или нет таких классов, поделюсь опытом как наша школа это сделала для 10 и 11 класса.
@marinezzz
@club_mitino_i_krasnogorsk
Коммуникация, целеустремленность, окружение - все это инструменты, помогающие предпринимателю двигаться и расти.
Именно эти позиции озвучила молодой предприниматель Екатерина Коробова в рамках бизнес- тренинга "Как строить карьеру с драйвом, а не по шаблону", организованного ВШЭ и ученицей нашей школы Элей в рамках "Лиги молодых предпринимателей". На тренинге побывали 10 и 11 Предпринимательские классы.
Также Екатерина рассказала о ключевых позициях в бизнесе: найти себя, стать ценным, научиться планировать, быть энергичным. Именно энергия, стремление ценятся современными работодателями в бизнесе.
Не менее важно и резюме, которое должно отражать все сильные стороны и опыт работника. Екатерина предложила нашим юным предпринимателям составить резюме и прислать ей на проверку, так как карьера - это личная история!
Также Екатерина провела мастер-класс по особенностям продаж "Продай идею инвестору".
"Это было полезное мероприятие, на котором мы ещё раз убедились, что коммуникация, находчивость, креативность важные умения и качества не только предпринимателя, но и современного работника!", - отметила куратор предпринимательских классов Емелина Надежда Васильевна.
Новости 10-П класса "Школы №1329"
Прошедшие учебные каникулы стали для нас, учеников предпринимательского 10‑го класса, настоящим погружением в мир бизнеса. Четырёхдневная программа оказалась насыщенной, практико‑ориентированной и по‑настоящему вдохновляющей.
Каждый день был посвящён ключевому аспекту предпринимательства, и это позволило выстроить целостное представление о том, как создаётся и развивается бизнес.
Что особенно ценно:
Экспертность спикеров
Все лекторы — действующие профессионалы: преподаватели ВШЭ, риск‑менеджеры, юристы, маркетологи. Их знания не теоретизированы, а проверены практикой. Например, рассказ Климента Александровича Горчакова об эффективных инструментах маркетинга был наполнен реальными кейсами, а Юлия Дмитриевна Жукова детально разъяснила правовые нюансы, о которых редко задумываешься на старте.
Поэтапное погружение в проект
Программа выстроена логично: от генерации идеи («Бизнес‑моделирование» с Людмилой Вячеславовной Булавкиной) через разработку бизнес‑модели и стартап‑цикл (Нина Владимировна Феодосиади) к вопросам продаж, финансов и управления рисками. Это помогло увидеть «дорожную карту» проекта от зарождения до реализации.
Практические инструменты
Мы не просто слушали лекции, а получали рабочие методики:
- дизайн‑мышление для поиска идей;
- шаблоны бизнес‑моделей;
- алгоритмы оценки жизнеспособности проекта;
- способы построения системы продаж;
- методы идентификации и минимизации рисков.
Исторический контекст
Открытие программы лекцией Игоря Борисовича Орлова «Бизнес и власть в России: история и современность» задало глубокий фон - мы поняли, как эволюционировало предпринимательство в нашей стране и какие уроки можно извлечь из прошлого.
Актуальность тем
Вопросы интеллектуального права, налоговых режимов, лицензирования, а также современные маркетинговые стратегии — всё это то, что нужно знать уже сегодня, чтобы запускать проекты без критических ошибок.
Личные впечатления:
- Было интересно услышать «из первых уст», как принимают решения топ‑менеджеры и предприниматели.
- Практические задания помогли примерить на себя роль основателя стартапа.
- Обсуждение кейсов разожгло азарт - появилось желание доработать свои идеи с учётом полученных знаний.
ИТОГ: каникулы прошли с максимальной пользой. Мы не только расширили теоретическую базу, но и получили инструментарий для реализации собственных проектов. Теперь есть чёткое понимание, с чего начинать, на что обращать внимание и как избегать типичных ловушек.
Огромное спасибо организаторам и лекторам за открытость, глубину и вдохновение!
Ученики 10-П предпринимательского класса
Школьный праздник науки!
В нашей школе с большим успехом прошел XX, юбилейный, конкурс проектных и исследовательских работ учащихся "#Открытие".
Почетными гостями и экспертами на этом мероприятии выступили представители наших вузов-партнеров и организаций: #МАДИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, НИУ #ВШЭ, #МГПУ, #МГИМО, МГТУ #СТАНКИН, Финансового Университета при Правительстве РФ, ГИРЯ им. А.С. Пушкина, "Лаборатории Касперского", Госкорпорация #РОСАТОМ.
Торжественную часть открыл директор нашей школы Боброва Ирина Ивановна.
С приветственным словом к участникам обратились:
Заславская Ольга Юрьевна, Институт цифрового образования МГПУ, Доктор педагогических наук, профессор департамента информатизации образования
Соловьев Александр Николаевич, доктор педагогических наук, доцент, декан факультета довузовской подготовки МАДИ.
Орлов Игорь Борисович, профессор, заместитель руководителя департамента политики и управления, заведующий научно-учебной лабораторией исследований в области бизнес-коммуникаций НИУ ВШЭ.
Тропин Сергей Львович, заведующий кафедрой «Подъемно-транспортные системы (РК4)» МГТУ им. Н.Э. Баумана, кандидат технических наук.
Оникиенко Татьяна Андреевна, ведущий специалист управления по технологическому развитию и взаимодействию с государственными органами АО "Росатом Возобновляемая энергия".
Анисимова Анна, студентка 4 курса факультета управления и политики МГИМО, выпускница нашей школы.
На суд авторитетного жюри школьники представили свои проекты, над которыми они трудились не один месяц. Все участники ответили на вопросы экспертов и получили ценные рекомендации по дальнейшей работе над своими проектами.
Школьный конкурс "Открытие" для многих ребят стал первым шагом в подготовке проектов для представления на внутривузовских и городских научных конференциях.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.


