День девятый. От решения региональных проблем до привлечения инвестиций: встреча с законодателями и Центром развития ГЧП
В предпоследний экспедиционный день студенты посетили Законодательное собрание Калужской области, где встретились с главой одного из комитетов, а также в формате круглого стола пообщались с директором регионального Центра государственно-частного партнерства.
С утра участников экспедиции принял руководитель комитета по экономической политики Заксобрания Калужской области Карп Карпович Диденко. Депутат рассказал о своей деятельности в рамках рабочих групп, проблемах долевого строительства и борьбе с розничной продажей алкоголя в ночное время. Так, Калужский регион одним из первых начал решать проблему обманутых дольщиков, еще до ее актуализации на федеральном уровне, выделяя им земельные участки без торгов под индивидуальную застройку. По мнению Карпа Карповича, последние поправки в федеральный закон об участии в долевом строительстве (214-ФЗ) «уничтожают региональных застройщиков» в пользу федеральных компаний.
В части корпоративной социальной ответственности руководитель комитета поддержал мнение большинства крупных предпринимателей о том, что их ответственность в социальной сфере ограничивается территорией их завода. Карп Карпович, будучи выходцем из предпринимательских кругов, убежден, что власти на всех уровнях не должны привлекать бизнес к внешним социальным активностям в "добровольно-принудительном" порядке. Данная функция должна целиком реализоваться государством, в противном случае, после ухода или закрытия бизнеса, ее выполнение «просядет». Тем не менее в регионе есть примеры меценатства и инвестиций в социальный капитал со стороны бизнеса, однако в большинстве случаев этим занимаются градообразующие предприятия.
В Центре государственно-частного партнерства студентам удалось пообщаться с его генеральным директором Анной Николаевной Лукиной, которая рассказала об истории создания Центра и основных направлениях его работы. Руководитель Центра придерживается довольно жестких принципов относительно реализации проектов в сфере ГЧП: если проект выгоден в целом региону, но при этом затрагивает интересы некоторых узких групп жителей, то, несмотря на недовольство отдельных граждан, он все же должен быть реализован. При этом Центр берется за сопровождение далеко не за всех проектов: одним из главных требований является четкое видение реализации проекта на всех его этапах как со стороны инвесторов, так и со стороны региональных и муниципальных властей. Примечательно, что подавляющее большинство проектов в сфере ГЧП в Калужской области имеют форму концессий, что связано с дополнительными регуляторными обременениями при реализации проектов в других формах.
Посетовала Анна Николаевна и на федеральное регулирование работы института государственно-частного партнерства. Так, требование привлечения губернатора в качестве третьей стороны в муниципальных проектах, связанных с тепло-/ водоснабжением и канализаций, привело к отказу инвесторов более чем от 30 проектов. Близость к Москве повлияла и на это учреждение: проработав в центре 2-3 года и набравшись опыта, сотрудники Центра нередко уезжают работать в столичный регион, где заработная плата на порядок выше, чем в Калуге. Впрочем, данная тенденция в целом характерна для большинства калужских работников, не занятых в сфере производства. Помимо своей оcновной деятельности, Анна Николаевна и сотрудники ее Центра на добровольных началах занимаются популяризацией темы ГЧП среди молодежи. Свидетельство тому - креативный обучающий видео-блог на платформе YouTube об инвестициях в целом и государственно-частном партнерстве, в частности.