• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

День восьмой. Крупный бизнес в регионе: от купечества до наших дней

Четверг ознаменовался посещением членами экспедиции сразу двух иностранных предприятий автомобильного кластера Калужской области: «СПМА Рус» и Volkswagen. В заключении рабочего дня сотрудники НУЛ и студенты приняли участие в круглом столе с академическим сообществом и экспертами на тему традиций взаимодействия бизнеса и власти в регионе.

Сперва участники экспедиции посетили индустриальный парк «Росва», на территории которого расположен завод «СПМА Рус», объединяющий под своей крышей производство автомобилей сразу трех марок: французских Pegeot и Citroen, а также японской Mitsubishi. Для пропуска в производственные цеха всем студентам выдали специальную экипировку, так как главенствующим принципом большинства автозаводов в отношении сотрудников и гостей является «Safety first». Сотрудник компании провел экскурсию по всей цепочки производства от точечной сварки отдельных деталей кузова до проведения тестов на этапе проверки качества. По словам экскурсовода, от других автомобильных производств, расположенных в области, «ПСМА Рус» отличает «атмосфера семьи», которую привносят представители топ-менеджмента из Франции и Японии.

В отличие от «ПСМА Рус», на немецком заводе Volkswagen в индустриальном парке «Грабцево» процесс производства более роботизирован, а в отношении сотрудников действует широкая система льгот. Территория заводского комплекса занимает колоссальное пространство: на ней, помимо заводских помещений, расположены также здания поставщиков, трек для проведения тестов и парковка для готовых автомобилей. Также к территории комплекса подходят отдельные железнодорожные пути, по которым на завод поступают импортные детали для сборки автомобилей, а сама территория имеет много свободного места для дальнейшей оптимизации производства. Примечательно, что в Калужской области Volkswagen не только занимается сборкой автомобилей, но и производит силовые установки, что не характерно для других компаний.

После производственной программы участники экспедиции отправились в Институт истории и права Калужского государственного университета, где был организован круглый стол, посвященный социокультурным аспектам взаимодействия бизнеса и власти в Калужской области. В ходе дискуссии представители КГУ, калужского отделения РАНХиГС и Международной академии наук высшей школы рассказали о развитии купечества в регионе, а также затронули вопросы социального партнерства, меценатства и благотворительности в XVIII-XIX вв. Интересное наблюдение: неоднократно упоминалось, что из-за неуступчивости калужских купцов (при взаимодействии с московским купечеством и заказчиками) многие из них разорились и были вынуждены вернуться к ведению мелкой розничной торговли, пополняя ряды «малых предпринимателей» того времени. При этом у них не было возможности «подняться» вновь, в отличие от ведущих бизнес аристократов, которым прощались многие долги благодаря близости к властным кругам и организации системы перекредитования.