• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

День второй. Малый и средний бизнес в регионе

Второй день экспедиции был преимущественно посвящен теме развития МСП в Калужской области. Примечательно, что данная сфера в регионе курируется не одной бизнес-ассоциацией: деятельность в данном направлении осуществляется как «ОПОРОЙ России», так и региональной Торгово-промышленной палатой и Агентством развития бизнеса.

Первый «круглый стол» экспедиции был организован в Агентстве развития бизнеса Калужской области по инициативе начальника отдела государственной поддержки Управления промышленности, инноваций и предпринимательства Министерства экономического развития Калужской области Игоря Владимира Пинчука. Игорь Владимирович фактически выступил модератором встречи, приняв активное участие в обсуждении вопросов развития малого и среднего бизнеса в регионе. По словам заместителя генерального директора Агентства Николая Петровича Тубеншляка, высокая инвестиционная привлекательность региона (4-е место в рейтинге субъектов РФ) обусловлена многими факторами. Однако ключевую роль сыграли выгодное географическое положение и развитая логистика, представленная такими крупными проектами как Kaluga Freight Village и «Новый шелковый путь». Тем не менее еще несколько лет назад Калуга занимала 2-е место по России. Основной причиной снижения позиции в рейтинге заместитель генерального директора видит уникальный опыт создания индустриальных парков на территории Калужской области, который позже был эксплицирован на другие регионы, тем самым повысивших свою инвестиционную привлекательность.

Взаимодействие с малым и средним бизнесом является одной из трех сфер, с которыми работают в Агентстве, две другие – агропромышленный комплекс и экспорт. В рамках развития МСП данный институт работает с контрольно-надзорными органами в части ускорения оформления необходимой предпринимателям документации. Помимо этого, Агентство консультирует представителей МСП относительно получения государственной поддержки и проводит обучающие мероприятия по созданию бизнеса, которые уже охватили порядка 3 тысяч предпринимателей. Тем не менее, на этом деятельность Агентства по развитию малого и среднего бизнеса в регионе не заканчивается: его функционал постоянно расширяется в зависимости от запросов, поступающих со стороны предпринимателей. В области функционируют также 5 бизнес-инкубаторов, один из которых – студенческий, однако в последнее время «выращивание» стартапов постепенно сокращается. Для развития молодежного инновационного предпринимательства в регионе строится технопарк в сфере высоких технологий.

В рамках дискуссии была также затронута тема взаимодействия агентства с ассоциациями «большой четверки». Выступающие подтвердили, что в Калужской области действует одна из самых «сильных» Торгово-промышленных палат, поэтому основная работа ведется именно с ней. В частности, представители Агентства принимают участие в бизнес-завтраках с губернатором, организуемых ТПП. С «ОПОРОЙ России» ведется совместная работа по популяризации предпринимательской деятельности и привлечению молодежи в бизнес. Позиции СПП в регионе не столь сильны, как в Свердловской области, где «союз олигархов» курирует сферу МСП, поэтому с Объединением работодателей Агентство работает в меньшей степени.

Благодаря поддержке руководства «ОПОРЫ России» участникам экспедиции удалось встретить с представителями МСП, входящих в ассоциацию, и на месте ознакомиться с их бизнесом. В частности, мы посетили Академию и студию татуажа Дарьи Павловской и магазин натуральных продуктов «ЧесТнок», специализирующийся преимущественно на кисломолочной и хлебобулочной продукции. Предприниматели поведали исследователям о том, как им пришла идея открытия бизнеса в данных сферах, как он развивался и с какими трудностями пришлось столкнуться на этом непростом пути. Встречи с представителями предпринимателей стали информативны и с точки зрения выявления особенностей развития малого бизнеса в регионах, где небольшим фирмам приходится искать поставщиков сырья преимущественно на выставках и фестивалях, а в городах с населением ниже 1 млн жителей «сарафанное радио» является самым эффективным каналом продвижения собственного бренда.

День завершился круглым столом с руководителем и представителями регионального отделения «ОПОРЫ». На встрече, прошедшей в модном пространстве «Точка кипения» в Инновационном культурном центре, глава отделения Дмитрий Юрьевич Рахе рассказал не только о деятельности бизнес-ассоциации, но и о собственном опыте руководства компанией по электротехническому обслуживанию крупных производственных объектов, которая из небольшого регионального стартапа выросла в предприятие, обслуживающее больше половины российских регионов (от Смоленской области до Камчатского края).

Сама «ОПОРА» за 5-летний срок существования в регионе успела добиться многого. Ключевая деятельность Ассоциации разворачивается вокруг 3 направлений: защита интересов предпринимателей (особенно в рамках контрольно-надзорной деятельности), экспертиза законодательных актов (ОРВ) и развитие местного сообщества. Объединение не стремится максимально расширять свою членскую базу и берет в свои ряды лишь заинтересованных в сотрудничестве предпринимателей, которые, помимо всего прочего, получают возможность войти в консультационно-совещательные органы при РОИВах. Зато на практике Ассоциация оказывает консультационную и информационную поддержку всем субъектам МСП, а не только своим членам.

В рамках «круглого стола» удалось пообщаться и с другими представителями малого и среднего бизнеса: строительного и косметического, которые рассказали о специфике выстраивания бизнеса в данных областях.