Неделя российского бизнеса - 2019. День 2-й: Форум по цифровой трансформации
Во второй день проведения НРБ-2019 сотрудники НУЛ посетили форум, посвященный цифровой трансформации. Модератором дискуссии выступил Председатель Комитета РСПП по цифровой экономике, Президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский. В обсуждении принимали участие топ-менеджеры ведущих российских компаний с государственным участием: Владимир Потанин (ПАО «ГМК «Норильский никель»), Виталий Савельев (ПАО «Аэрофлот – Российские авиалинии»), Александр Дюков (ПАО «Газпром нефть»), Сергей Когогин (ПАО «КАМАЗ»), Алексей Мордашев (ПАО «Северсталь») и другие.
Во время открытия форума с приветственным словом выступил заместитель Председателя Правительства РФ Максим Алексеевич Акимов, отметивший острую необходимость цифровой трансформации для преодоления технологического отставания России от мировых лидеров. «Роботизация, искусственный интеллект, технологии виртуальной и дополненной реальности, облачные вычисления, квантовые технологии, сети связи нового поколения – наличие и обладание компетенций в этих сферах для национальной экономики являются критично важными, это колоссальный шанс преодолеть разрыв России в части производительности труда с ведущими экономиками мира», - уточнил Максим Акимов, подчеркнув при этом важность работы в плотном диалоге с бизнесом по данной повестке. Помимо этого, заместитель Председателя Правительства обратил особое внимание на необходимость разработки грамотного регулирования оборота персональных данных в условиях неизбежной монополизации рынков в приоритетных сферах технологического развития.
В ходе обсуждения генеральный директор «Газпром нефти» Александр Дюков указал на неизбежность текущих процессов технологических изменений в нефтегазовой отрасли. По его словам, сегодняшняя «Газпром нефть» - это уже «цифровая нефтяная компания, которая обладает классическими нефтяными активами и управляется на основе больших данных и цифровых моделей».
Николай Подгузов, возглавляющий ФГУП «Почта России», считает цифровизацию главным конкурентным преимуществом, приводя в пример использование электронных доставочных платформ и цифровых продуктов для клиентов. «В августе 2018 года мы перешли от бумажных уведомлений о возможности получения посылки к SMS и push-уведомлениям; уже 14 миллионов человек успешно пользуются этим сервисом и 60% регистрируемых посылок выдаются таким способом», - поведал об успехах «Почты России» Николай Радиевич, при этом отметив, что все еще существует необходимость доставлять письма получателю в бумажном виде.
Заключительное слово было предоставлено Президенту РСПП и Высшей школы экономики Александру Николаевичу Шохину, который отметил, что Россия все еще демонстрирует низкий уровень готовности к цифровой трансформации, а для ее успешности, в первую очередь, необходимо развивать цифровые компетенции сотрудников и реализовывать специальные меры, направленные на исполнение дорожных карт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Перед началом пленарной сессии участникам форума было предложено пройти опрос о необходимости введения должности директора по цифровой трансформации (CDO – Chief Digital Officer). По результатам опроса, около 40% присутствовавших считают, что именно CDO должен выстраивать стратегию цифрового развития компании, в то время как по мнению 25% участников форума данные функции должны быть возложены на IT-директора. Оставшиеся респонденты полагают, что вопросы цифровой трансформации входят в сферу ответственности генерального директора. Эти результаты наглядно показывают, что взгляды на цифровую трансформацию, ее место в бизнес-процессах и значимость для компании разнятся, что свидетельствует о сохранении актуальности организационных вопросов перехода компаний к цифре и необходимости продолжения диалога между бизнесом и властью в данной сфере.
Данный форум на примере публичных компаний наглядно продемонстрировал, что цифровая трансформация бизнес-процессов компаний неотвратима как минимум для сохранения собственной конкурентоспособности, тем не менее пути у всех будут разные. Готовность и способность к переходу к цифре в ближайшие годы, вероятно, станет одним из главных, ежели не самым главным, критерием отсеивания прежде конкурентоспособных игроков в отраслях. Эта мысль шла красной нитью через всю дискуссию форума, в связи с чем не стоит недооценивать значимость этого явления и, тем более, пытаться от него «увернуться», откладывая изменения на потом, что может через несколько лет закончиться уходом с рынка.
Именно цифровизация бизнес-процессов важна для выживания компании. Сегодня, компании уже не стоят перед выбором между цифровой трансформацией и ее отсутствием - теперь это ключевой фактор для увеличения прибыли и роста компании. Мое внимание особо привлекла идея, высказанная президентом Московской школы управления «Сколково» об «экономике-эмоций/впечатлений». Новое слово в индустрии развлечений: при просмотре фильма в определенный момент зрителю предоставляется возможность при помощи девайсов самому выбирать, как в дальнейшем будет развиваться его сюжет. Таким образом, изначально отснятые 360 минут фильма превращаются в 80 минут, на протяжении которых зритель чувствует себя как никогда прежде причастным к событиям на экране.
Фролова Мария
Слушатель факультатива «GR в современной России: теория и практика»
Гончарова Наталия Александровна
Научно-учебная лаборатория исследований в области бизнес-коммуникаций: Эксперт