• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Специальный круглый стол Кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти в рамках Апрельской конференции

14 апреля в рамках XXII Апрельской международной научной конференция по проблемам развития экономики и общества состоялся специальный круглый стол Кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей. Круглый стол был посвящен теме «Социально-политические предпосылки достижения целей национального развития». Председателем и модератором круглого стола выступил Александр Николаевич Шохин (д.э.н., профессор, заведующий кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, Президент НИУ ВШЭ, Президент РСПП). В работе круглого стола приняли участие спикеры из Правительства РФ, бизнес-ассоциаций, научного сообщества.

В приветственном слове Александр Николаевич отметил, что круглый стол будет посвящен 4-м основным вопросам: механизмам и инструментам реализации национальных проектов, трудовым отношениям до и после пандемии, цифровизации и картине желаемого будущего по результатам Национальных проектов. Ключевые вопросы актуализируются под запуском нового инвестиционного цикла: согласно экспертным оценкам, темпы роста российской экономики будут более 4%, хотя ранее эксперты предполагали рост только в 3,2%. Александр Николаевич также отметил, что поддержка предпринимательской инициативы является важнейшим фактором экономического роста. 

Мария Николаевна Глухова  (к.э.н., вице-президент, управляющий директор по экономической политике и конкурентоспособности РСПП) в своем доклада “Деловой климат в России: новые риски и новые возможности” озвучила основные результаты ежегодного опроса предпринимателей, проведенного РСПП. Согласно результатам, немало компаний в 2020 г. охарактеризовали деловую среду как негативную. Между тем, многие компании смогли не только сохранить своё положение, но и занять новые ниши. Уровень инвестиционной активности компаний остаётся довольно высоким. При том, что малые и крупные предприятия по-разному смотрят на проблемы. Так, ключевые проблемы для малого бизнеса - это низкое качество государственного управления, коррупция, уровень налоговой ставки. Однако для крупного бизнеса эти проблемы не столь актуальны: основная проблема касается нехватки профессиональных кадров. Мария Николаевна отметила, что среди возможных изменений рынка труда после пандемии: рост числа работников, работающих удаленно, увеличение спроса на цифровые навыки, переход многих профессий в онлайн. Мария Николаевна подробно рассмотрела проблему, связанную с повышением тарифов, так как фискальная динамика вызывает серьезные затруднения для бизнеса. Но меры поддержки в 2020 году (учёт расходов на маски, продление сроков отчётности) оказались очень эффективными. При этом отмечается, что компании недостаточно цифровизированы, это является зоной для дальнейшего развития. 

Федор Тимофеевич Прокопов  (профессор кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, заместитель Председателя Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, вице-президент РСПП) выделил 4 основные проблемы в рамках трудовых отношений: 1) закрытие рабочих мест; 2) потерю рабочих мест; 3) занятость, безработицу и бездействие; 4) потерю трудовых доходов. Указанные проблемы усложнялись и тем, что уровень доверия к институтам уровня занятости составил в 2020 г. только 22%. При этом число индивидуальных предпринимателей и самозанятых возросло, что позволяет сказать о самоадаптации сотрудников к новым условиям. Согласно данным Росстата, спрос на традиционные профессии (водители, продавцы) остается довольно высоким. К каким изменениям подтолкнула пандемия? Во-первых, в новых формах; во-вторых, изменение самого понятия места работы. Кроме того, зона действия трудового договора сужается, хотя и остается доминирующей формой. Также фиксируется переход к новой модели профессий (совмещение различных профессиональных задач сотрудника), что подталкивает к спросу на новые навыки и увеличивает роль непрерывного образования. 

Марина Сергеевна Маслова  (директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации) в своём выступлении отметила, что задачи государства состоят сегодня в том, чтобы адаптировать кадры под запросы рынка труда. Так, происходит обучение для отдельных категорий: женщин, самозанятых, пенсионеров. Предложения Миндруда сегодня исходят из анализа спроса на ключевые профессии для четкого понимания потребностей рынка труда. Актуализирован вопрос защиты самозанятых ввиду их роста в условиях пандемии. 

Валентина Николаевна Кириллина  (профессор, заместитель заведующего кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, директор института коммуникационного менеджмента, руководитель аппарата Президента НИУ ВШЭ) отметила, что бизнес достаточно позитивно справился с пандемией. МСП продолжают обучать новых сотрудников, повышать их квалификацию. Но новые условия подтолкнули к изменениям форматов обучения. Так, бизнес-образование быстро сориентировалась и перешло в онлайн, что позволило расширить состав и географию слушателей. Валентина Николаевна также отметила, что короткие программы обучения будут доминировать, однако они не позволяют сформировать должный уровень кадров. Также остаётся и проблема консервативных методов образования: низкое вовлечение новых форм преподавания - менторства, проектной деятельности и т.п. 

Сергей Ренатович Борисов  (профессор кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, председатель Попечительского совета Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ») отметил, что МСП в 2020 году было достаточно тяжело: многие игроки ушли с рынка, возникли проблемы с конкуренцией и качеством услуг и товаров. Только 55 тыс. субъектов МСП (менее 1%) участвуют в экспорте, что сказывается на уровне глобальной конкуренции страны. Из-за низкой конкуренции падает спрос на инновации у МСП. Как можно помочь МСП? Нужно открывать новые рынки, развивать ремесленничество, помогать развивать дистанционную торговлю, запретить повышение тарифов выше инфляции. Также должен быть протекционизм в отношении МСП, необходимо вовлекать больше молодежи в предпринимательство. 

Михаил Юрьевич Алексеев  (профессор кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, заместитель Председателя Банка России) в своем выступлении обозначил ряд факторов риска, которые могут стать прямыми угрозами для реализации Национальных проектов. Во-первых, были отмечены геополитические риски, которые могут реализоваться в скором времени. Производной от геополитической ситуации является усиление санкционного давления. Например, остро стоит угроза отключения РФ от международных платежных систем. Вопросы третьей волны коронавирусной инфекции также стоят довольно остро - население крайне неактивно вакцинируется, что создает риски повторения ЧС нового типа, в которой оказалась Российская Федерация. Социально-политическая ситуация в регионах достаточно напряженная, активные попытки предвыборной агитации могут способствовать усилению социально-экономической нестабильности. Возрастают риски экологических катастроф. Также фактором риска является технологическое отставание и перегруженность систем управления. Наконец, возрастает зависимость от зарубежных стран и технологических систем, так как данными, хранящимися за рубежом, могут воспользоваться. Угрозы нового типа необходимо иметь в виду: программы Национальных проектов должны включать в себя ответы на вызовы и угрозы. 

Леонид Владимирович Поляков  (профессор-исследователь Департамента политики и управления Факультета социальных наук НИУ ВШЭ, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека) свое выступление о национальном целеполагании в условиях глобальной нестабильности начал с заявления о том, что Национальные проекты находятся в пространстве, которое должно учитывать внешние источники и внутренние ресурсы. По мнению Леонида Владимировича, внешние источники - это, прежде всего, самоопределение мирового рыночного пространства. В зависимости от классификации можно поменять позицию в партнерстве и стратегию реализации Национальных проектов. Государство в совокупности с бизнесом является институтом, который берет максимальную ответственность за все, что происходит с экономикой, или же каким-то образом трансформируется как институт, который способствует реализации рыночных отношений. Задача в том, чтобы люди чувствовали, что они готовы встать на защиту политического режима. Развитие политического режима в России предполагается по четырем образцам - глобальная интегрированная Россия, регионально интегрированная Россия, автономная Россия, автаркия. По мнению профессора Полякова, оптимальным вариантом является первый, но в текущей конъюнктуре более подходящими являются вторая и третья модели. Запуск нового инвестиционного цикла - одна из важных задач развития экономики. 

Игорь Александрович Вдовин  (профессор кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, член Правления; руководитель Комитета по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке РСПП; Председатель Правления НАПИ) в своем выступлении “Как достичь KPI по запуску нового инвестиционного цикла” отметил несколько новых инициатив: локомотивы инвестиций; правила промышленной стройки; доступные финансы. Было инвестировано 8 трлн. долл. и создано 70 тыс. новых рабочих мест. Стратегии Минпрома, по мнению Вдовина, могут привести к более продвинутым результатам. Мировая тенденция демонстрирует, что необходимо запускать новые инструменты, менять банковские правила и вовлекать в оборот средства ФРП. Так, новые вызовы пищевой индустрии связаны с увеличением количества людей. Меры по обеспечению инвестиционного цикла выглядят как "лоскутное одеяло", и трата огромного количества энергии  участников процесса не говорит об однозначной успешности подобных мер. 

Кирилл Геннадьевич Андросов  (профессор кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, Председатель Совета Директоров ООО «Альтера Капитал») свое выступление “Меры государственной поддержки технологических компаний” начал с напоминания, что до 2030 г. заложены показатели увеличения инвестиций в отечественное производства, достижение которых невозможно без точечных мер государственной поддержки. В рамках кафедры цель проводящегося исследования - анализ действующих мер государственной поддержки инвестиционной экономики. На вопрос “Чего вам не хватает, чтобы нарастить объемы производства?”, Кирилл Геннадьевич дает следующие ответы:

Во-первых, на сегодняшний день достаточно капитала для инвестиций в инновационное развитие и числа фондов государственной поддержки. 

Во-вторых, низкий спрос на инновации компаний, составляющих государственный сектор экономики. 

В-третьих, государственный сектор экономики (с учетом, например, ВТБ, “Аэрофлота”и др.) близок к показателю 70%, так как большинство крупных компаний зависят от органов государственной власти в принятии решений. Недостаточная конкуренция является причиной низкой инвестиционной активности. Основная проблема состоит в том, что инновации не рассматриваются как инструмент конкурентной борьбы. 

Николай Викторович Цехомский  (доцент кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, член правления и первый заместитель председателя ВЭБ РФ) в свое выступлении “Привлечение частных средств в реализацию значимых инвестиционных проектов” указал, что если 70% ВВП находится в руках крупнейшего бизнеса, то на каком-то этапе все равно придется конкурировать на международном рынке, что заставляет думать об инновациях и развитии передовых технологий. ВЭБ РФ, по словам Николая Викторовича, выступает в роли консолидатора, однако, связка между государством и институтами развития не так очевидна. ВЭБ РФ опирается на государство, однако, в части финансирования используется только рыночное финансирование, ресурсы которого ограничены. В связи с этим нужны другие финансовые источники. Так, новый инструмент финансирования (структурные облигации) позволит сделать рынок более доступным и ликвидным для населения. Необходимо также повышать финансовую грамотность населения. Так, вовлечение людей в краудфандинг ясно сигнализирует о том, что привлечение частных сбережений в инвестиции позволяет получить возможность аккумулировать средства с минимальной нагрузкой для них. 

Александр Васильевич Мурычев  (д.э.н., профессор ВШЭ, вице-президент РСПП, Председатель Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, заместителя Председателя Совета Ассоциации банков России) во время выступления  отметил, что в странах в большим количеством минеральных ресурсов регулирование происходит более активно. Популяризация направления, связанного с выпуском облигационных займов, является нововведением, которое позволяет развивать рынок, реализовывать государственные меры, а также реализовывать Национальные проекты. На российском рынке первой компанией, вышедшей на облигационный рынок,стал “Русал”. Потенциал в России огромен, однако:

1)              финансирование классических облигаций является целевым размещением средств только на верифицируемые объекты. Доходность облигаций выше и привлечет больше инвесторов в долгосрочной перспективе;

2)              облигации являются важным инструментом. РСПП будет и дальше предлагать Правительству меры по развитию данного рыночного сектора. 

Завершился круглый стол дискуссией по теме цифрового развития экономики. Дмитрий Александрович Огуряев (заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ) подчеркнул, что страны конкурируют при помощи моделей управления, поэтому стоит принимать во внимание государственное и нормативное управление. В качестве примера было приведено эффективное решение по разработки приложения, которое позволяет человеку оформить себя как самозанятого. Владимир Борисович Сенин (профессор кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, заместитель Председателя Правления АО «Альфа-Банк», член Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности) отметил, что финансовая индустрия в отечественной экономики составляет 25% ВВП, доля ипотечного кредитования превысила половину данного показателя. Также наблюдается устойчивый рост на рынке ценных бумаг, а уровень иностранных инвестиций снизился. Сергей Сергеевич Мытенков (вице-президент -  управляющий директор Управления информационных и коммуникационных технологий РСПП) остановился на том, что портал госуслуг работает в большей степени для физических лиц. При этом процесс цифровизации для юридических лиц крайне затруднителен, для его необходима оптимизация этого процесса. Мария Владимировна Юргелас (управляющий директор Управления информационных технологий и цифрового развития РСПП) отметила проблему смешивания функции цифровизации как технической части (оптимизация бизнес-процессов, электронный оборот) и тех глобальных проблем, которая должна решить цифровизация. В ходе дискуссии был поставлен довольно важный вопрос т о том, где грань между оптимизацией и цифровой трансформацией бизнеса?

Запись круглого стола по ссылке