Власть и бизнес: от традиционных схем взаимодействия к инновационным механизмам
Второй день нашей экспедиции был целиком посвящен продолжению конференции «Приоритеты регионов: контроль, цифровизация и сервисная модель развития МСП». В этот раз участники экспедиции посетили все мероприятия, предварительно распределившись по дискуссионным площадкам.
В продолжение тематики первого дня конференции было проведено четыре круглых стола, посвященных вопросам контрольно-надзорной деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и цифровизации государственного управления. .
На секции “Проблемы внедрения новых инструментов профилактики в контрольно-надзорную деятельность на региональном уровне”, проведенной в формате круглого стола, выступавшие представители Минэкономразвития единодушно отмечали, что запреты, ограничения и односторонняя надзорная деятельность неэффективны. Не ограничившись критикой сложившихся механизмов контрольно-надзорной деятельности, участники федерального Центра предложили креативные практики, основанные на более неформальных способах коммуникации. Например, создание общего чата с представителями подконтрольных субъектов в Telegram. С другой стороны, в качестве примера эффективных практик выступавшие ссылались на опыт СССР в области профилактических мер в этой области. Высказывались опасения, что избавление от нарушителей не увеличит количество законопослушных субъектов. Получается, что сейчас нормы регулирования пишутся с акцентом на устранения группы нарушителей, когда нужно больше внимания уделять тем организациям и гражданам, поведение которых говорит об их стремлении соблюдать предъявляемые им требования. Звучали предложения об интерактивных формах размещения информации о том, каким нормам и как нужно следовать.
На круглом столе под названием «Сервисная модель развития МСП. Центры оказания услуг «Мой бизнес». Платформа знаний и сервисов для бизнеса» обсуждался опыт регионов в создании специальных сервисов по аналогии с МФЦ для нужд бизнеса. По мнению выступавших представителей Минэкономразвития, данная система должна базироваться на трех составляющих:
1) объединении интересов предпринимателей, органов власти, банков, организаций инфраструктуры и МФЦ;
2) типовых документах для всех сторон процесса в каждом регионе для четкого понимания единых «правил игры» и функций сторон;
3) контроле качества работы модели от Минэкономразвития до общественных организаций.
В рамках данной программы на базе банков и институтов развития предпринимательства создаются центры «Мой бизнес», призванные способствовать сокращению издержек бизнеса, получению более качественных услуг, росту прозрачности государственного управления и т.п. В итоге была создана бесплатная платформа для предпринимателей, собравшая в себе множество курсов, книг и материалов, включая раздел «Академия провалов», обобщившем материалы о типичных ошибках в организации бизнеса и способах их преодоления.
В Рязанской области было принято решение изменить формат предоставления государственных услуг малому и среднему бизнесу в связи с высокой загруженностью МФЦ и большой долей спроса на услуги со стороны МСП (1/6 от всех запрошенных услуг). Для этого в марте 2018 года было открыто 3 центра «Мой бизнес» на базе Сбербанка, Прио-Внешторгбанка и Центра поддержки предпринимательства. Здесь предприниматели могут не только получить определенные государственные услуги, но и консультацию по многим волнующим бизнес вопросам. В ходе дискуссии представители банков рассказали о собственных инициативах по развитию малого бизнеса. В частности, представитель «Прио-Внешторгбанка» рассказал о проведенных в Сасово и Касимове встречах начинающих предпринимателей с уже состоявшимися бизнесменами. Представитель проекта «Деловая среда» от Сбербанка поведал о медийной части образования предпринимателей: в рамках проекта была выпущена и распространена серия с тематических роликов по наиболее распространенным ошибкам бизнеса на примере реальных ситуаций, с которыми сталкивались конкретные предприниматели.
Секция «Цифровизация государственного управления: задачи сегодняшнего дня» также была проведена в формате круглого стола. На этой секции обсуждалось введение нового государственного раздела “Цифровая экономика”, а также вопросы обучения сотрудников, нормативных разработок и ожиданий от цифровизации. В частности, прозвучали предложения о подготовке онлайн-курсов и других интерактивных программ по практическим темам: “Как открыть кафе и получить франшизу на торговлю алкоголем”, “Как открыть салон красоты” и т.п. Выступление представителя Рязанской области наглядно показало, что региональные чиновники готовы к конструктивной дискуссии с представителями федерального Центра. Обсуждение вопросов цифровизации, помимо очевидных преимуществ, выявило и перекосы в структуре расходов на эти нужды. Так, лишь около 10% сметы занимает необходимый софт, еще 20-30% уходит на обучение чиновников и персонал работе с данной системой. Остальные же деньги тратятся на освещение и популяризацию сервиса среди потенциальных клиентов.
В качестве примеров были рассмотрены сферы здравоохранения, образования и "умного города". В частности, большой прорыв был сделан в сфере телемедицины. Документ о легализации удаленных консультаций готов, но нужно больше актов, позволяющих дальше развиваться в этой сфере. Сегодня рассматривались темы цифровизации экономики в регионах и развития центров оказания услуг бизнесу в Рязанской области. Оба мероприятия носили характер «круглого стола», где выступления между основными выступающими были разделены примерно поровну, и также могли выступать дополнительно любые желающие со своими взглядами на данные вопросы и примерами. Звучали предложения о необходимости учета специфики некоторых отраслей и структур власти. Так, если в Москве информатизация коснулась абсолютного большинства оказываемых услуг, то в Ярославской области цифровизация коснулась лишь органов региональной власти, в то время как на уровне муниципалитетов она отсутствует. Представители Минэкономразвития высказывали сожаление, что до сих пор региональные власти не осознали того факта, что цифровизация госуправления направлена на установление качественно нового подхода к процессу принятия управленческих решений и взаимодействию органов власти с гражданами. Данная программа реализуется регионами не осмысленно, а по указаниям федеральных органов. К сожалению, участники круглого стола, представлявшие свои регионы, наглядно подтвердили мысль о незаинтересованности региональных институтов в цифровизации, особенно в том формате, в котором она проводится.
Также в рамках конференции прошел круглый стол на тему «Оценка влияния принимаемых на федеральном уровне проектов нормативных правовых актов на развитие регионов и их расходные обязательства». Во время обсуждения был поставлен вопрос о необходимости участия субъектов РФ в нормотворческом процессе, а особое внимание было уделено IT-ресурсам, с помощью которых государственные органы субъектов РФ смогут доносить свои предложения до федерального уровня. В рамках круглого стола были также оглашены первые результаты работы за март 2018 года: на портале было размещено 20 проектов, часть которых получили широкий отклик со стороны субъектов РФ. Судя по задаваемым вопросам, ряд представителей регионов ЦФО в большей степени ориентировались на устоявшуюся практику штрафов и тарифную политику. Впрочем, в выступлениях представителей других регионов были озвучены не только технические вопросы оценки регулирующего воздействия, но и форматы взаимодействия с бизнес-ассоциациями и обратной связи с федеральными органами, в том числе, по вопросам обсуждения уже действующих НПА.
Вопреки ожиданиям, на завершающей пленарной сессии не сложилось ни "единого фронта" региональных спикеров, ни однозначного понимания стоящих задач между федеральными и региональными чиновниками. Тем не менее, опыт проведения подобных конференций вполне позитивен, если рассматривать его как площадку диалога и формирования общих принципов взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций на разных уровнях.
Кроме того, в рамках Форума удалось провести ряд встреч с руководителями региональных ассоциаций бизнеса и высокопоставленными чиновниками Рязанской областной администрации, в ходе которых были уточнены основные вопросы дальнейшей работы экспедиции.