• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вторые предпрофессиональные каникулы сезона

18-21 ноября 2025 года в рамках проекта «Предпринимательский класс в московской школе» в НИУ ВШЭ (Покровский бульвар, 11 и Большой Трехсвятительский пер., 3) прошли вторые предпрофессиональные каникулы для десятиклассников г. Москвы. 

Первый день каникул начался с лекции-беседы Дмитрия Михайловича Кнатько - к.э.н., доцента Департамента стратегического и международного менеджмента Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ на тему «Взлетаем вместе: предпринимательский пилотаж для школьников». Дмитрий Михайлович подробно рассказал о целях и задачах конкурса «Высший пилотаж», уточнив разницу между бизнес-проектом и бизнес-планом. Если первый представляет собой подробное описание бизнес-идеи и действий по ее реализации (анализ рынка, планы, ресурсы), то второй – это программа претворения проекта в жизнь (документ с информацией об идее, этапах, ресурсах, эффективности). Затем спикер плавно перешел к определению предпринимательства и функциям предпринимателя: генерирование идей; определение бизнес –целей, привлечение средств, приобретение ресурсов и оборудования, исследование рынка, определение формы предприятия, найм персонала и реализация проекта.

Эстафету подхватила Нина Владимировна Феодосиади - старший преподаватель Департамента стратегического и международного менеджмента Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ с темой «Стартапы» (анализ полного цикла — от разработки бизнес-модели до запуска проекта)». Она на примерах продемонстрировала, что стартап по сути является экспериментом, который может либо быстро вырасти, либо закрыться. Она показала, что успешные стартапы – это те, которые смогли пройти достаточно итераций до завершения ресурсов. Особое внимание спикер обратила на масштабирование, в основе которого лежат: расширение привлечения клиентов, оптимизация юнит-экономики, автоматизация процессов, масштабирование команды, выход на новые рынки и диверсификация продукта.

Во второй день каникул предприниматель, ведущий эксперт Научно-учебной лаборатории исследований в области бизнес-коммуникаций, доцент проектно-учебной лаборатории «Бизнес-инкубатор Высшей школы экономики» Людмила Вячеславовна Булавкина рассказала школьникам об основах бизнес-моделирования, включая генерацию бизнес-идеи, управление идеями, оценку бизнес-идеи, дизайн-мышление и т.п. По ее твердому убеждению, любая бизнес-модель отвечает на вопросы: Кто? Кому? За что платит? Модель описывает все элементы бизнеса, помогает оценить устойчивость и перспективы роста. Завершила Анна Вячеславовна разговор со школьниками рассказом об основных ТОП бизнес-моделях. 

Завершился второй день лекцией д.и.н., профессора, заведующего НУЛ исследований в области бизнес-коммуникаций Игоря Борисовича Орлова «Бизнес и власть в России: история и современность», поставившего ряд ключевых вопросов. Верна ли формула, что в России, в противоположность западной цивилизации, не богатство определяет власть, а, наоборот, власть ведет к богатству? Что из себя представляет дореволюционное, советское и постсоветское бизнес-сообщество? Являются ли предприниматели надежной опорой власти? Кто определяет ценности предпринимательского слоя? После широкого исторического экскурса, лектор остановился на моделях взаимодействия власти и бизнеса в современной России.

Программу третьего дня каникул открыла к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования бизнеса Факультета права НИУ ВШЭ Юлия Дмитриевна Жукова с темой «Правовые и финансовые аспекты предпринимательства». Спикер детально с примерами осветила проблемы правового обеспечения предпринимательства (организационно-правовые формы, налоги и налоговые режимы, интеллектуальное право, лицензирование отдельных видов деятельности и т. д.). Особо она обратила внимание будущих бизнесменов на преимущества и недостатки существующих легальных форм бизнеса.

«Маркетинг. Эффективные методы и инструменты», такой темой завершил день к.э.н., доцент Департамента маркетинга Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Климент Александрович Горчаков. Он наглядно показал школьникам, как строится эффективная система продаж, формируется воронка продаж и осуществляется медиа-планирование. Завершился содержательный разговор технологией перевода целей бренда в бизнес результат.

Завершающий день каникул начался с лекции профессора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Владимира Владимировича Соболева с темой «Управление рисками организаций», которое, по мнению ведущего специалиста в этой области, представляет собой культуру, компетенции и практики, которые организации интегрируют с процессом разработки стратегии и ее реализации с целью управления рисками при создании, сохранении и реализации стоимости. Управление рисками взаимосвязано со стратегией, корпоративным управлением, коммуникацией с заинтересованными сторонами и управлением эффективностью деятельности. Затем спикер подробнее остановился на мерах реагирования на риски.

Завершились предпринимательские каникулы выступлением преподавателя Проектно-учебной лаборатории «Бизнес-инкубатор Высшей школы экономики» Наили Харисовны Замашкиной на тему «Финансы и бизнес». Остановившись сначала на сущности и видах бизнес-моделей, Наиля Харисовна основную часть занятия посвятила разору таких понятий, как клиентский сегмент, проблема-задача-потребность, уникальная ценность, решение, каналы продаж, доходы и расходы, источники дохода.

Четыре дня напряженной, но и увлекательной работы с ведущими специалистами Высшей школы экономики не только расширили знания школьниками азов бизнеса, но и помогли в их работе над проектами.