Будущее сферы труда и национальная система квалификаций
В среду, 11 декабря 2024 г., в онлайн-формате в рамках общеуниверситетского факультатива «GR в современной России: теория и практика», состоялся мастер-класс Прокопова Федора Тимофеевича, д.э.н., профессора-исследователя Кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ, директора Института занятости и профессий НИУ ВШЭ, заместителя Председателя Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, Вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), по теме «Будущее сферы труда и национальная система квалификаций».
Главной поднятой на мастер-классе темой стал дефицит кадров на современном российском рынке труда. Так, к 2030 г. прогнозируется сокращение трудоспособного населения в возрасте 15-64 лет на 6 млн. чел. (или на 6% по отношению к 2020 г.), несмотря на сохранение низкого уровня безработицы по стране в районе 2-3% (или менее 2 млн. чел.). При этом уровень занятости остается стабильно высоким (80% населения трудоспособного возраста работают). В качестве же основных источников “притока” новых кадров спикер выделил три демографические группы, представленные молодым поколением, незанятым трудоспособным населением (безработными, пенсионерами, людьми с ограниченными возможностями здоровья) и трудовыми мигрантами.
Говоря об активно выходящей на рынок труда молодежи, Федор Тимофеевич отметил ее принадлежность к поколению, родившемуся в период сохранения в России тренда на суженное воспроизводство населения, что служит одной из причин постепенного снижения численности трудоспособных в средне- и долгосрочной перспективах. Тем самым это обосновывает крайний интерес российского государства в улучшении социально-экономических условий (льготы, пособия и т. д.) с целью повышения рождаемости до уровня расширенного воспроизводства [> 2.1 рождений на одну женщину за весь период ее репродуктивной жизни], чтобы поддерживался процесс замещения поколений. Кроме того, в условиях динамично меняющегося российского рынка труда актуальность приобретают и вопросы оптимизации продолжительности профессионального обучения с одновременным освоением профессиональных квалификаций (“микроквалификаций”) и без потери его итогового качества, учитывая нехватку необходимых квалифицированных преподавателей, эффективного совмещения учебы и работы, а также допуска подростков к не связанными с вредными и опасными условиями труда работе.
Спикер уверен в возможном повышении уровня занятости представителей старшего поколения. Так, из 3 млн незанятых граждан в возрасте 65-69 лет есть потенциал для привлечения к трудовой деятельности дополнительно от 200 до 300 тыс. чел с помощью: специальных информационных сервисов для граждан старшего поколения (портал “Работа в России”, услуги центров занятости) по возможностям для полной или частичной занятости с различными режимами труда; мер государственной поддержки граждан пенсионного возраста для их работы в качестве наставников и консультантов (обучение, поддержка квалификации); предоставления работодателям прав на заключение с пенсионерами срочных трудовых договоров; восстановления пенсионных прав работающих пенсионеров, участвующих в формировании доходов социального страхового фонда
Уровень же занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья сохраняется стабильно невысоким: на начало 2023 г. работу имели всего лишь 10% данной категории граждан (1.5 млн. чел.). Тем не менее Прокопов Ф.Т. не отрицает потенциальное расширение их занятости до 3-3.5 млн. чел. в ближайшие 5 лет за счет: медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, особенно для инвалидов с детства и аналогичных групп; расширения спектра технических средств реабилитации, в том числе необходимых для выполнения работы; расширения государственных программ социальной (защищенной) занятости; государственного стимулирования работодателей к найму и сохранению занятости инвалидов с полным или частичным покрытием расходов по сопровождаемой занятости
Внешняя (международная) трудовая миграция, в свою очередь, столкнулась с такими вызовами, как незначительный в последние годы миграционный прирост населения России и временный характер самих миграционных процессов с доминирующей долей низкоквалифицированных специалистов в структуре выданных патентов и разрешений на работу (прежде всего, из стран Центральной Азии и других регионов постсоветского пространства). Однако потенциал внешней трудовой миграции может быть расширен при обеспечении мер безопасности до 250-350 тыс. чел. в год (без патентов) благодаря: систематизированному и целевому привлечению трудовых мигрантов, в том числе организованных; уточнению мер поощрения и ограничения по целевым группам и с возможной дифференциации по странам (условно, “дружественным” и “недружественным”); государственной поддержке реэмиграции российских граждан (программы Россотрудничества), в том числе через НКО и социальные сети.
В конце же своего выступления Федор Тимофеевич указал следующие дополнительные к общепринятым отраслевые изменения и перемены в трудовой деятельности: мониторинг оценка потребностей в знаниях и умениях (квалификациях); создание посреднических цифровых сервисов по идентификации спроса на квалификации и подбору соответствующих образовательных программ; признание профессиональных компетенций по результатам обучения по коротким программам и модулям на основе опыта работы и введение профессиональных степеней; идентификация и законодательное признание множественности форм занятости и способов организации взаимодействия между заказчиком и исполнителем работы без заключения трудового договора и на платформенной основе (способствование развитию самозанятости)