• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новая внешнеторговая политика России и ЕАЭС: к Глобальному Югу через Восток

В среду, 27 ноября 2024 г., в рамках общеуниверситетского факультатива «GR в современной России: теория и практика», состоялся мастер-класс Саламатова Владимира Юрьевича, к.т.н., д.э.н., профессора Кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ, директора Института международной торговли и устойчивого развития (ИМТУР) МГИМО МИД России, Председателя Комитета Делового совета ЕАЭС по торгово-экономическим отношениям с КНР и другими приоритетными партнерами по торговым переговорам, по теме «Новая внешнеторговая политика России и ЕАЭС: к Глобальному Югу через Восток». Вместе с Владимиром Юрьевичем в качестве спикера выступила Бормотова Елена Григорьевна – начальник отдела нормативного обеспечения ВЭД департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ.

Центральной проблемой, поднятой на прошедшей встрече, стали определение и поиск решений основных проблем российской внешней торговли на фоне современных вызовов международной торговой системы («Сегодняшний период – турбулентный. Многое меняется»), к которым относятся как широко освещаемые в СМИ торговые войны (США и КНР) и санкционное давление на определенные страны (Россия, Иран, Сирия, КНДР и т. д.), а также климатическая (“зеленая”) повестка, так и менее очевидные “рядовому обывателю” накопление кризисного потенциала в крупнейших экономиках мира (G7-G20) и кризис глобального торгового регулирования на фоне создания и развития новых торговых и технологических альянсов (ЕАЭС, БРИКС, ШОС, АСЕАН, ВРЭП и др.) и продолжения формирования новых логистических коридоров / цепочек / путей, в первую очередь, на евразийском экономико-политическом пространстве.

Тем самым так называемый “Поворот на Восток” как новый внешнеполитический курс России, особенно после кардинального переориентирования экспортных потоков со “стран первого мира” (ЕС, Великобритания, США, Япония и др.) на новые индустриальные страны (прежде всего, на Китай и Индию) за последние два года, задал парадигму формирования собственных стратегической устойчивости и пространства развития, подразумевающих содействие поддержанию многополярности мировой торговли с приоритетом выстраивания региональной финансово-расчетной и транспортно-логистической инфраструктуры. Наиболее демонстративным примером реализации данной парадигмы являются региональные интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который, как отметил Владимир Юрьевич, «более сплочен внутри, чем ЕС». Принятая в конце декабря 2023 г. главами государств-членов Декларация “Евразийский экономический путь” подтвердила тренд на переориентацию внешнеторговых потоков стран ЕАЭС с западного на восточное направление, цифровизацию перевозок и развитие транспортных коридоров, а основная цель Декларации провозгласила создание Евразийского экономического союза самодостаточным, гармонично развитым макрорегионом с высоким уровнем благосостояния населения.

Помимо “Поворота на Восток”, включающего в себя также региональные интеграционные процессы в рамках БРИКС и ШОС, российская внешняя торговля на текущий момент вынуждена справляться с такими серьезными вызовами, как давление прямых и вторичных санкций на национальную экономику и климатическая повестка с увеличением нагрузки на углеродоемкие сектора экономики. С целью снижения негативных санкционных эффектов необходимы осуществление географической и товарной диверсификацией российского экспорта, обеспечение гибкости при разработке новых логистических цепочек и адаптивности транспортной системы, а также поддержание эффективного сотрудничества бизнеса и власти. В свою очередь, ответами на климатическую повестку могут стать:

·                  создание экономических стимулов по внедрению низкоуглеводных технологий производства;

·                  недопустимость применения мер углеводородного регулирования в целях протекционизма;

·                  развитие собственных подходов к декарбонизации экономики внутри страны;

·                  выполнение принятых обязательств по сокращению выбросов парниковых газов.