• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Деловой климат и меры поддержки деловой активности: взгляд бизнеса

В среду, 13 ноября 2024 г., в рамках общеуниверситетского факультатива «GR в современной России: теория и практика», состоялся мастер-класс Глуховой Марии Николаевны, к.э.н., исполнительного вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), по теме «Деловой климат и меры поддержки деловой активности: взгляд бизнеса». Вместе с Марией Николаевной в роли спикера-оппонента (уже с «взглядом государства/власти») выступил Старовойтов Дмитрий Павлович, заместитель директора Департамента производительности труда, защиты и поощрения капиталовложений Минэкономразвития России, с докладом «Система поддержки новых инвестпроектов “Региональный инвестиционный стандарт”». 

Свою часть мастер-класса Мария Николаевна начала с обозначения таких текущих и ключевых проблем для российского бизнеса, как:

·               слишком высокая ключевая ставка Банка России;

·               проблемы с логистикой;

·               трудности с доступом к новым технологиям и их оснащением;

·               устаревшее оборудование и низкий уровень автоматизации производства;

·               нехватка профессиональных кадров;

·               усиление конкуренции.

Как бы то ни было, российский бизнес сейчас склонен проявлять крайнюю заинтересованность в инвестпроектах в области технологического суверенитета, источником финансирования которых все еще остаются собственные средства компаний. Бизнес активно получает государственную поддержку в виде субсидий, льготных займов, грантов, снижения налоговой ставки и ставки страховых взносов, снятия административной нагрузки (барьеров), и т.д. Как отметила Мария Николаевна, важнейшая мера государственной поддержки бизнеса – это стабильность фискальной системы. В качестве же институтов развития, к которым компании склонны обращаться за поддержкой, спикер назвала Фонд развития промышленности (ФРП) и его региональные отделения, Российский экспортный центр (РЭЦ), Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП), ВЭБ.РФ, особые экономические зоны (ОЭЗ), и др., а основных инструментов льготного финансирования – льготы по налогу на имущество, субсидии, инструменты поддержки новой продукции в рамках импортозамещения, получение поддержки субъектами МСП, а также нефинансовая поддержка (консультационные услуги).

Мария Николаевна довольно оптимистично оценила нынешнюю ситуацию с получением бизнесом транспортных субсидий, направленных на развитие экспорта, и отметила практику предоставления льготных займов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), которые обычно исполняются собственными средствами компаний, находящимися в дефиците (в качестве других проблем при реализации НИОКРов спикер указала неопределенность экономической ситуации и недостаток государственной поддержки). Интересен и тот факт, что по блоку “НИ” компании предпочитают совместную работу с исследовательскими институтами, а, вот, по блоку “ОКР” – как раз самостоятельно своими силами и на своей территории. Финальные тезисы выступления Марии Николаевны как “спикера от бизнеса” были сосредоточены вокруг необходимости увеличения как практик государственно-частного партнерства (ГЧП), так и самих мер государственной поддержки, с целью ускорения экономического роста. Далее слово было передано Дмитрию Павловичу. 

Вводная часть доклада “спикера от государства” была посвящена задачам Минэкономразвития перед бизнесом, заключающимся в:

·               обеспечении быстрой реализации проектов;

·               формировании институциональных инструментов, позитивно влияющих на реализацию инвестпроектов;

·               определении факторов, способствующих ускорению реализации инвестпроектов;

·               изучении новых международных методов оценки делового климата;

·               предоставлении консультационных услуг;

·               сокращении административных барьеров.

Реализацию вышеуказанных задач направлена осуществлять созданная в 2021-2023 гг. система поддержки новых инвестпроектов, состоящая из пяти институций:

·               Инвестиционная декларация 2.0.

·               Организация по привлечению 2.0.

·               инвестиционный комитет (региональный уровень - площадка при губернаторе для разрешения споров).

·               инвестиционная карта (создается для каждого региона).

·               свод инвестиционных правил.

Через инвестиционный рейтинг Минэкономразвития стимулирует развитие регионов (сделан больший упор на “ресурсников”), а также сейчас делает крупный инвестиционный портал общефедерального уровня для обеспечения горизонтального взаимоотношения между стейкхолдерами взамен вертикального. Одним из главных вызовов для развития региональных экономик, по словам спикера, является информационная асимметрия, из-за которой многие регионы слабо контактируют между собой и не знают достаточно о сильных сторонах друг друга, которые могли бы применять на пользу себе. Тем не менее общее количество инвестпроектов растет из года в год, и, более того, все 89 российских регионов уже образовали при главах субъектов свои инвестиционные комитеты по разрешению споров / проблем инвесторов. Следовательно, здесь основной целью Минэкономразвития является помощь регионам в преодолении сложившихся проблем путем их выведения на федеральный уровень для дальнейшего обсуждения и принятия потенциальных мер. Любая же разрешенная, в свою очередь, проблема, как отметил Дмитрий Павлович, снижает издержки и конечную стоимость товаров и услуг, а качество вложенных инвестиций напрямую влияет на их конечный результат. Отдельно спикер упомянул и современный тренд на исследования муниципалитетов при анализе реализации инвестпроектов из-за усиления их роли в данном процессе.

В конце своего доклада Дмитрий Павлович привел следующие результаты инвестиционной деятельности Минэкономразвития по поддержке бизнеса и регионов:

·               позитивная оценка бизнеса;

·               обеспечение единства делового климата;

·               формирование инвестиционных команд;

·               организация сети межрегиональных контактов;

·               создание институтов для инвесторов;

·               цифровизация и оптимизация инвестиционных процессов.