Почему малый и средний бизнес России еще не стал драйвером экономики?
В среду, 23 октября 2024 г., в рамках общеуниверситетского факультатива «GR в современной России: теория и практика», состоялся мастер-класс Борисова Сергея Ренатовича, профессора кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, Председателя Попечительского совета Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (в 2002-2012 гг. был ее первым президентом), по теме «Малый и средний бизнес России еще не стал драйвером экономики. Почему?». Вместе с Сергеем Ренатовичем в качестве спикеров выступили и его коллеги по организации: Блудян Марина Анатольевна, первый вице-президент «Опоры России» (ведет направление контроля и надзора за предпринимательством), и Ефременков Иван Николаевич – заместитель исполнительного директора «Опоры России» по правовым вопросам и экспертизе (руководит аналитическим центром).
Свое выступление по текущей ситуации с малым и средним предпринимательством (МСП) в России (регулируется Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ) Сергей Ренатович начал с определения самого понятия «предприниматель» с акцентом на феномене конкуренции, так как, по мнению спикера, основным вкладом малого бизнеса в экономику, помимо стабилизации инфляции из-за наполнения денежной массой, является создание условий для справедливой конкуренции на рынке, а ее высокая степень характеризует высокий уровень развития малого и среднего предпринимательства.
Тем не менее, при анализе специфики российского рынка МСП Сергей Ренатович отметил, что, несмотря на относительно высокую долю занятых в малом бизнесе (чуть менее 25% -> 19.4 млн. чел. от общего количества трудоустроенных 75 млн. чел.), общий вклад МСП в ВВП России, на данный момент, составляет только 20-21% (13 трлн. руб. в год), а в региональном срезе он существенно различается. Поэтому для стимуляции и развития МСП со стороны государства предпринимаются различные меры и программы поддержки, чей совокупный объем сейчас достигает около 250 млрд. руб.: это и Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» с четырьмя регулирующими ФЗ, и субсидии субъектам малого и среднего бизнеса по линиям отраслевых министерств. Как бы то ни было, издержки МСП на налоговые платежи все еще намного выше стоимости предлагаемых мер поддержки (3 трлн. руб. против 250 млрд. руб.) – и это даже без неналоговых платежей. Поэтому налоговое бремя субъектов МСП, к сожалению, является одним из главных барьеров для их преобразования в драйвер российской экономики.
Другим же не менее актуальным вопросом на повестке прошедшего мастер-класса стали порядок и механизмы контроля и надзора за предпринимательством, позволяющие избавляться от избыточных требований, зачастую препятствующих должной работе МСП. О них как раз и рассказала коллега Сергея Ренатовича Марина Анатольевна при анализе двух регулирующих ФЗ: Федеральный закон "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 247-ФЗ и Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ, сделав наибольший акцент на втором. Так, 2/3 Закона охватывают профилактическую деятельность, и лишь 1/3 – контрольно-надзорную (1.2 млн. и 335 тыс. мероприятий, соответственно), а 97% обращений в контрольно-надзорные органы идут в пользу самих предпринимателей. Таким образом, нынешняя российская система контроля носит скорее не санкционный, а стимулирующий характер, что существенно способствует легализации большинства МСП (сейчас доля нелегальных МСП на российском рынке составляет всего 2-3%).