• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В коридорах власти

24 сентября (3-й день экспедиции) ознаменовалось посещением представителей двух ветвей власти, сначала законодательной, потом – исполнительной. Начался день встречей с депутатом краевого законодательного собрания, заместителем председателя комитета по экономической политике и собственности Терендиной Любовью Николаевной (фракция КПРФ). Любовь Николаевна рассказала о собственном опыте ведения бизнеса в Приморском крае, о региональной специфике предпринимательства, которая определяет особенности бизнес-климата в регионе, а также раскрыла уникальные черты GR-коммуникации и «лоббистской» деятельности, которые можно зафиксировать как во Владивостоке, так и в субъекте РФ в целом. В ходе диалога удалось выяснить, что главными критериями, допускающими возможность «лоббирования» интересов бизнеса в Приморском крае, являются: финансовая поддержка СВО, наличие рабочей силы и развитие перспективных для региона направлений экономической деятельности и, прежде всего, логистики и цифровых проектов. Что касается ключевых проблем, с которыми сталкивается регион, то здесь были выделены, прежде всего, нехватка рабочей силы и дефицит мощностей железнодорожного транспорта. Но это проблемы решаются как на федеральном уровне, так и в рамках региона.

Вторая часть дня продолжилась в офисе подведомственного министерству экономического развития Приморья Центра «Мой бизнес». После содержательной экскурсии по Центру, которую провела руководитель проектного офиса «Развитие и продвижение брендов Приморского края» Анна Конко, участники экспедиции встретились с директором Центра поддержки предпринимательства Фроловым Михаил Сергеевичем. В ходе встречи Михаил Сергеевич рассказал о структурных подразделениях центра, которые предоставляют комплексную поддержку предпринимателям, объединяя в одном месте сервисы государственной поддержки с информационно-консультационными услугами. Михаил Сергеевич определил ряд главных проблем, которые в первую очередь пытается решать Центр «Мой бизнес»: низкая осведомленность регионального бизнеса о существовании «Центра» и его услугах; неправильное восприятие бизнесом условий, на которых «Центр» поддерживает предпринимателей; низкое доверие бизнеса к представителям власти. Для решения этих проблем, Центр меняет свою информационную кампанию по популяризации среди населения региона. Он становится постоянной площадкой диалога бизнеса и власти, расширяет представительство на муниципалитеты края, постоянно трансформирует перечень услуг с учетом обратной связи от предпринимателей. Финансовые и нефинансовые меры поддержки позволяют софинансировать проекты / идеи регионального бизнеса, а также обучать предпринимателей различным бизнес-компетенциям, которые направлены на максимизацию прибыли.

Также участники экспедиции посетили проектный офис по продвижению и развитию брендов Приморского края, где им рассказали об основных направлениях поддержки предпринимателей. Целью работы офиса является масштабирование и вывод предприятий Приморского края на новые рынки. В ходе рассказа о работе проектного офиса был сделан акцент на бренд-менеджмент и маркетинг как основные виды деятельности. В качестве показательного примера было отмечено, что за свою деятельность проектный офис реализовал для предпринимателей более 7 тыс. мер поддержки. В частности, офис предоставляет PR-сопровождение, приглашает предпринимателей на выставки, находит подрядчиков для оказания различных услуг (например, для проведения маркетинговых исследований) и, что крайне важно, организует встречи между представителями министерства экономического развития Приморского края и предпринимателями в формате бизнес-завтраков, где предприниматели могут обсудить стоящие перед ними проблемы с представителями власти и получить от них обратную связь. Формат бизнес-завтрака, впервые появившийся  именно в офисе поддержки местных брендов, затем стал широко применяться и другими подразделениями Центра «Мой бизнес».

Участники экспедиции также провели встречу с руководителем центра инноваций социальной сферы Юлией Ермаковой и ее заместителем Анной Мажугой. Руководители центра рассказали о том, как он помогает социальным предпринимателям успешно развивать бизнес в Приморском крае, формируя пространство для общения и обмена опытом среди социальных предпринимателей и продвигая успешные практики и инновации в социальной сфере. Юлия охарактеризовала портрет сотрудника своего подразделения как молодого, гибкого, мобильного и стресс устойчивого, а саму инноватику - как нововведения в социальной сфере с точки зрения предпринимательства. На данный момент на территории Приморского края 401 предприятие имеет статус социального. Юлия отметила, что социальное предпринимательство помогает с трудоустройством представителям социально уязвимых категорий граждан, созданием и предоставлением им определенных товаров и услуг, реализацией товаров и услуг, произведенных данными категориями граждан, а также с организацией общественно полезной деятельности (дополнительное образование детей, досуг, отдых, культурно-просветительская деятельность, и т.д.). Анна Мажуга рассказала об основных причинах создания бизнеса в социальной сфере, самой обширной категории социальных предпринимателей и стереотипах, сложившихся вокруг данного вида бизнеса. Региональный центр инжиниринга - это институт поддержки производственного и технологического предпринимательства субъектов малого и среднего бизнеса в крае. РЦИ помогает предприятиям разработать техническую и конструкторскую документацию, провести маркетинговые исследования, получить сертификаты и лицензии, а консультирует по мерам государственной поддержки для предприятий, выпускающих инновационную продукцию. Воспользоваться услугами могут зарегистрированные в Приморском крае малые и средние предприятия, занятые в промышленности, сельском хозяйстве или разработке инновационной продукции.

Еще одной темой для разговора стал визит студентов в центр поддержки экспорта Приморского края, где с ними побеседовала заместитель руководителя центра Анна Сергеевна Опалева. Центр поддержки экспорта оказывает помощь малому и среднему бизнесу при выходе на международные рынки, в первую очередь, азиатские. На встрече эксперты рассказали о доступных инструментах поддержки и наиболее эффективных практиках. Что касается работы Гарантийного фонда центра «Мой бизнес», главной задачей его является предоставление поручительства по кредитным договорам, договорам лизинга и банковской гарантии компаниям малого и среднего бизнеса. Было отмечено, что ключевыми получателями поддержки являются представители таких отраслей, как оптовая/розничная торговля, строительство, производство и транспорт, что соответствует хозяйственной специфике региона. Другой вид имущественной поддержки, предоставляемый микрокредитной организацией Центра «Мой бизнес» — выдача микрозаймов. По итогам работы 2019-2024 годы демонстрирует бурный рост в показателях, что говорит об увеличении интереса предпринимателей к такому виду поддержки. Если в 2019 г. было выдано всего 59 микрозаймов, то по итогам 2023 г. – уже 369, что дает рост почти в 7 раз. Наличие подобных финансовых мер поддержки для бизнеса Приморья позволяет малому и среднему предпринимательству развиваться более эффективно и быстро, стимулируя рост экономики края в целом.

Можно сказать, что участники экспедиции получили насколько можно широкое представление о работе Центра «Мой бизнес» и о перспективах его развития в современных непростых условиях.