• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Резервы развития малого и среднего бизнеса в новых условиях

25 октября 2023 г. состоялся мастер-класс Сергея Ренатовича Борисова – председателя Попечительского совета Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Тема встречи, в которой приняли участие сотрудники «Опоры», анализ текущего состояния МСП и возможностей для развития предпринимательства.

В докладе Сергея Ренатовича был сделан вывод, что малое и среднее предпринимательство находится в замкнутом круге не всегда эффективных мер поддержки. С 2012 г. доля МСП в ВВП не увеличивается и остается на уровне чуть более 20%. Также менее 1% предпринимателей (65 тыс. предприятий) участвуют в экспортной деятельности. Причина тому – неспособность выдержать конкуренцию на иностранных рынках. Всего 29% населения заняты в сфере предпринимательства или 40%, если включать самозанятых. В Греции, например доля занятых в МСП составляет 87,3%. Также более 95% субъектов МСП – микробизнес. Из-за малого числа субъектов МСП и их оборотов их продукция – неконкурентоспособная. В то же время меры поддержки бизнеса от государства, по оценкам «Опоры», охватывают не более 9% предприятий. Также они дискриминационны по отношению к малым предприятиям: «правила игры» не соблюдаются во всех регионах и скорее способствуют развитию крупного бизнеса. Поэтому там, где это возможно, «Опора» создает возможности для развития МСП своими силами. 

На встрече также обсуждались вопросы устойчивого развития в сфере малого бизнеса. В частности, Яна Анатольевна Кудашкина указала, что из-за обязательств крупного бизнеса отчитываться об устойчивом развитии, ему необходимо выбирать соответствующих партнеров среди МСП, поэтому ESG повестка актуальна для всех. Говорили и том, какие практики развития из IT сферы применимы в других отраслях. Никита Константинович Рогозин отметил, что крупный бизнес переигрывает МСП в конкуренции за айтишников бОльшими зарплатами. В итоге нередко продукты, которые могут создать высококвалифицированные специалисты, не уходят в общество и приносят пользу только компаниям, которые их разработали. Обсудили, как проект «Опора-старт» помогает малому бизнесу найти пути сбыта своего товара. Олеся Александровна Соловьева рассказала о партнёрстве с ритейлерами и маркетплейсом «Wildberries», презентовав программу подготовки бизнес-консультантов и селлеров.