• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Опыт свердловских предпринимателей по взаимодействию с региональной властью

В рамках общеуниверситетского факультатива, организованного кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, 1 марта 2023 г. в онлайн-формате состоялся мастер-класс Пумпянского Дмитрия Александровича, доктора экономических наук, профессора Кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ, Президента Регионального объединения работодателей «Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей», члена Бюро Правления РСПП. Тема мастер–класса: «Возможности развития в современных условиях: взгляд бизнеса и власти. Региональный аспект и практика Регионального объединения работодателей «Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей». Дмитрий Александрович задал общий вектор мастер-класса, после чего передал слово гостям.

В начале своего выступления приглашенный в качестве эксперта Александр Валерьевич Породнов, первый вице-президент СОСПП, озвучил основные параметры социально-экономического развития Свердловской области, а также осветил правовые аспекты функционирования регионального отделения РСПП. Спикер отметил, что практики взаимодействия с органами власти, которые реализуются бизнесом, являются одними из лучших по стране, что подтверждается позициями Свердловской области в различных рейтингах инвестиционной привлекательности. СОСПП насчитывает более 450 компаний-членов, среди которых можно отметить крупные федеральные предприятия. В сумме все члены регионального отделения ассоциации производят 70% ВРП.

В рамках работы с бизнесом СОСПП провел опрос об эффективности и востребованности проводимых мероприятий. Самым актуальным форматом для предпринимателей (70%) является участие в деловых мероприятиях Союза. Второе место занимает информационная деятельность (65%), в том числе вебинары, рассылки и телеграмм-каналы. Половина респондентов отметила высокую эффективность отраслевых площадок в виде комитетов и комиссий Союза. Отдельно были отмечены социальные инициативы. Местный бизнес активно реализует благотворительные проекты, один из крупных – «Екатерининская ассамблея», центральным событием которой является большой благотворительный аукцион, на котором в качестве лотов выставляются предметы из частных коллекций бизнесменов, политиков, спортсменов, музыкантов и художников. Собранные в ходе аукциона денежные средства в виде грантов идут на нужды выбранного на конкурсной основе благотворительного проекта. За 12 лет проведения «Екатерининской ассамблеи» на реализацию социально-важных проектов направлено более 475 млн. руб.

Александр Валерьевич рассказал и о результатах проведенного исследования экономического состояния предприятий, участников которого просили оценить меры поддержки, кадровые вопросы и другие аспекты предпринимательской деятельности. В рамках данного исследования, компании оценивают текущий деловой климат без положительной и без отрицательной динамики. Негативная оценка увеличилась в 2,5 раза, однако, руководство Союза не считает данную динамику катастрофичной, приводя статистику, согласно которой 2022 год бизнесом воспринимается значительно лучше чем 2020-й. Наиболее острые проблемы – рост тарифов, сокращение внутреннего спроса, а также международные экономические санкции и недостаток квалифицированных кадров. Предприятия также указывают на критическую степень важности импортозамещения и необходимости наличия компонентов и сырья для производства. Местный бизнес смог переориентироваться на других поставщиков из дружественных стран, но в целом существует значительная потребность в иностранном оборудовании. Одна из причин – низкое качество российской продукции по отношению к иностранным товарам. В связи с этим возникает потребность в более активной научной деятельности, в частности финансировании НИОКР и программы венчурного финансирования. Описывая результаты опроса по эффективности мер поддержки, Александр Валерьевич отметил, что 8 из 10 компаний пользовались хотя бы одной мерой поддержки из тех, которые на данный момент действуют. Более востребованными являются: мораторий на плановые проверки, автоматическое продление лицензии, авансирование по государственным контрактам. Наиболее эффективными, по мнению предпринимателей, являются меры, которые снижают лишнюю административную нагрузку: упрощение процедуры проведения государственной документации при строительстве, отсрочка уплаты страховых взносов. 

Еще один гость мастер-класса - Татьяна Анасовна Кансафарова, исполнительный вице-президент СОСПП, особо обозначила проблему кадровой обеспеченности предприятий. Предприниматели в 2022 г. столкнулись с критической нехваткой профессиональных кадров. При этом, также возникает дефицит офисных сотрудников, которые обеспечивают административную деятельность предприятий. СОСПП фокусируется на мерах содействия развития кадрового потенциала региона. Так, в ряде компаний реализуются программы наставничества, проводится профориентация школьников и выпускников других образовательных учреждений, а также ведутся инвестиционные образовательные проекты. В рамках реализации государственной политики по снижению административной нагрузки предприниматели проявляют положительное отношение: ситуация, по их мнению, стала лучше, однако, высока доля тех предприятий, представители которых считают, что административная нагрузка осталась на прежнем уровне. В качестве желаемых мер по сокращению издержек бизнеса респонденты выделяют сокращение объема обязательной отчетности (66,5%), снижение частоты внесения изменений в законодательство (36,5%) и ограничение количества проверок (32,5%). В качестве инструментов для снижения административной нагрузки, Татьяна Анасовна выделяет круглые столы, вебинары и иные совещательные форматы совместно с представителями органов власти.