Деловой климат в России: успехи и проблемы
В рамках общеуниверситетского факультатива, организованного кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, 15 февраля 2023 г. в онлайн-формате состоялся мастер-класс к.э.н., исполнительного вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей Глуховой Марии Николаевны по теме «Деловой климат в России: новые риски и новые возможности».
Данные мастер-класса, оценивающие деловой климат в России, впервые были представлены широкой публике. Самые позитивные итоги состоялись в оценках успешности развития бизнеса в 2019-2022 годах. Особенно заметен рост в 2022 году. В том числе, в этом году хорошие показатели у инвестиционных вложений в основной капитал: вкладывались более 80% предпринимателей. В краткосрочной перспективе бизнес предпочитает вкладываться в модернизацию оборудования и переоборудование, капитальный ремонт и строительство новых зданий. Однако, если смотреть динамику оценки климата деловой среды, то она в целом ухудшается.
Среди ключевых ограничений бизнес, чаще всего, выделяет рост цен производителей и тарифов, недостаток квалифицированных кадров, избыточно высокие налоги, снижение спроса и чрезмерное контрольно-надзорное давление. Тем не менее, в 2022 году производительность труда выросла на 40% в сравнении с предыдущим годом. Хотя большинство компаний не испытывают дефицит кадров в связи с мобилизацией (72%), среди остальных 28% подавляющая часть – компании, которым не хватает квалифицированных рабочих, операторов, аппаратчиков, машинистов установок в машины, специалистов высшего и среднего уровня квалификации.
Если говорить о ключевых направлениях вложений компаний в образование, то более 90% компаний выделяет средства на образовательные программы для сотрудников по профилю компании, а чуть более 60% – на организацию производственной практики для студентов профильных учреждений профессионального образования. Чтобы повысить производительность труда, компании обучают сотрудников, автоматизируют производство, создают инструменты корпоративной культуры и наставничества, поддерживают изобретателей и рационализаторов.
По данным исследования, доля компаний, в которых проходили плановые и внеплановые проверки в 2022 году, снизилась, но кредитная ставка заметно выросла и все чаще стала находиться в районе 8-12%. Выступающая отметила, что изменилась оценка отношения власти к бизнесу: если раньше отвечали, что госорганы относятся к предпринимателям как к кошельку, то в 2022 году начали чаще говорить о партнерских отношениях. Как главные формы GR автор мастер-класса выделяет личные знакомства с представителями власти, контакты с бизнес-ассоциациями и публичные взаимодействия (круглые столы и конференции).
Отдельная часть исследования была посвящена вопросам импортозамещения. Бизнес имеет высокую и критически необходимую потребность в комплектующих и оборудовании из-за рубежа, которых пока нельзя заменить. Компании вынуждены закупать средства у российских поставщиков. Но российские аналоги или отсутствуют в принципе, или уступают импортной продукции в качестве и не умеют общего каталога для сопоставления.
Самые востребованные меры поддержки в импортозамещении – это выдача льготных кредитов и займов, упрощение схем госзакупок и снижение фискальной нагрузки. С уходом иностранных компаний с рынка бизнес отмечает отсутствие поставщиков, трудности с обслуживанием оборудования и провалы в логистике как негативные последствия, и снижение конкуренции и успешную организацию замещающего производства как позитивные. Объем и география поставок сократилась, но перечень товаров не изменился. На вопрос о составе выборки в опросах, Мария Николаевна ответила, что она искажена в сторону крупного бизнеса, но доля среднего и малого бизнеса также достаточна.