• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Корпоративные практики организации взаимодействия с органами власти

В рамках общеуниверситетского факультатива, организованного кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, 1 февраля 2023 г. в онлайн-формате состоялся мастер-класс статс-секретаря - вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей по правовому регулированию и правоприменению, заслуженного юриста Российской Федерации Варварина Александра Викторовича на тему «Корпоративные практики организации взаимодействия с органами власти».

Александр Викторович начал с того, что компаниям важно понимать государственную регуляторную политику и влиять на нее. Он сразу обозначил, что будет говорить только о федеральном уровне. Бизнес всегда пытался повлиять на решения, принимаемые органами власти, и это естественно. Однако важно влиять на решения сбалансированно, а не деструктивно.

Выступающий затронул вопрос о создании закона о лоббизме, который существует в других странах, например, в США и Евросоюзе. Однако российские федеральные органы отказались от разработки такого акта ввиду его нецелесообразности. Считается, что в российских реалиях это не будет эффективно работать. В России уже есть «большая четверка», представляющая интересы бизнеса во власти.

Один из важных законов, который организует взаимодействие с органами власти – это федеральный закон «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», который утвердил оценку регулирующего воздействия. На сегодняшний день - это один из самых эффективных легальных механизмов взаимодействия бизнеса и государства. Если органы власти подготовили проект нормативного акта, он должен быть оценен на предмет обоснованности предлагаемого правового регулирования, обоснованности тех решений и угроз, которые возникают. В том числе, он обязан быть проверен на предмет соответствия принципам, закрепленным в законе «Об обязательных требованиях».

Ведущий мастер-класса также отметил, что почти треть заключений по оценке регулирующего воздействие идет с отрицательным решением, – что значит, что Минэкономразвития слушает и слышит бизнес. В том числе, через оценку регулирующего воздействия проходят разрабатываемые Минэкономразвития проекты решения Евразийской экономической комиссии до их внесения и рассмотрения.

На вопрос о том, почему редко используется право вето Президента на тот или иной закон, лектор говорит, что проекты согласовываются с Главным правовым управлением Президента РФ, поэтому до него не доходят те, к которым есть серьезные претензии со стороны Администрации Президента. 

Александр Викторович отметил, что главный принцип работы РСПП состоит в том, что в том, что позицию бизнеса должен формировать сам бизнес через комитеты и комиссии, а не штатные сотрудники РСПП.