• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Деловой климат в России: что изменилось за 30 лет

В среду 16 февраля в рамках факультатива «GR в современной России: теория и практика» состоялся мастер-класс Глуховой Марии Николаевны (к.э.н., вице-президент, управляющий директор по экономической политике и конкурентоспособности Российского союза промышленников и предпринимателей) по теме «Деловой климат в России: новые риски и новые возможности».

Мария Николаевна представила результаты исследования российского делового климата, которое проводилось Российским союзом промышленников и предпринимателей. В 2021 году РСПП исполнилось 30 лет, поэтому опрос был расширенным, включив в себя вопросы об оценке делового климата на протяжении последних 30-ти лет.

Большая часть опрошенных предпринимателей считает, что за 30 лет деловой климат улучшился, а законодательство упростилось. Среди проблем были названы ключевые деловые институты, которые пока что не достигли зрелости. Кроме того, несмотря на рост доверия к судебным органам в последние годы, до сих пор бизнес предпочитает решать свои проблемы в обход судов. За последние 30 лет отношения между бизнесом и властью стали менее коррупционным, а институты взаимодействия стали более качественно работать. Но при этом, взаимоотношения так и не стали партнёрскими. Ежегодный опрос предпринимателей показал, что бизнес меньше чувствует себя «кошельком», а наиболее эффективной формой взаимодействия становится публичные каналы общения с властью.

Как изменился бизнес за последние 30 лет? Его представители считают, что он стал более прозрачным, расширилась доля инновационного сектора, увеличилась доля долгосрочных компаний. Однако российский бизнес не смог стать более прибыльным. Среди ключевых инвестиционных вложений бизнеса осталась модернизация оборудования и переоборудование. Но возросла доля предприятий, вкладывающих средства в обучение своих сотрудников. 

Основными ограничениями для бизнеса являются: рост цен производителей (61% опрошенных), рост тарифов (57% опрошенных), нехватка кадров (57% опрошенных). Однако значительно упала доля респондентов, считающих, что ограничением была коррупция в бизнесе (5% опрошенных). То есть инструмент регуляторной гильотины оказался крайне эффективным. 

По оценке бизнесменов пандемия Covid-19 сказалась негативно на их деятельности. Среди наиболее эффективных мер поддержки бизнеса в этот период оказался инструмент продления налоговых каникул. При этом, финансовые меры, например, кредиты по сниженной ставке, оказались менее востребованы. Пандемия также показала, что изменилась структура рынка труда, сохранился высокий спрос на специалистов высшего уровня профессиональной квалификации. Компании стремятся к привлечению студентов, анонсируя дополнительные стипендиальные программы и стажировки. 

Блок об экологии и климате оказался для бизнеса наиболее трудным, поскольку многое в законодательстве в этой сфере только разрабатывается. Наиболее популярным механизмом поддержки бизнеса стали субсидии и пониженные налоговые ставки. Среди основных причин, по которым компании не пользовались государственной поддержкой, оказались следующие: неадекватные требования и критерии предоставления поддержки, сложные процедуры оформления отчетности, непрозрачность процедур. Среди проблем в ближайшей перспективе на 3-5 лет бизнес называет: нехватку кадров, снижение спроса, ужесточение экологического законодательства. 

На региональном уровне отмечается повышение качества делового климата и то, власть разработала больше мер поддержки бизнеса. В будущем на региональном уровне планируется принятие деклараций об инвестировании и формирование инвестиционной карты.