• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выстраивание диалога с государственной властью - важнейшее направление деятельности бизнеса

В среду, 9 февраля 2022 года в режиме онлайн на платформе ZOOM в рамках общеуниверситетского факультатива, организованного кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, состоялся мастер-класс Статс-секретаря и вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей по правовому регулированию и правоприменению, заслуженного юриста Российской Федерации Варварина Александра Викторовича. Тема мастер-класса, которую осветил Александр Викторович, – «Корпоративные практики организации взаимодействия с органами власти». 

Одно из важнейших направлений деятельности любой крупной компании сегодня – выстраивание диалога с государственной властью для продвижения своей деятельности. Слово «лоббист» воспринимается негативно, однако, по мнению Александра Викторовича, от такого стереотипного понимания следует отходить, потому что отстаивать свои интересы в органах государственной власти – это нормальное явление. Специалисты, понимающие, каким образом лучше наиболее эффективно выстраивать диалог, необходимы и востребованы.

Александр Викторович отметил, что 20 лет назад в нашей стране легальных площадок для взаимодействия государства и бизнеса практически не существовало, а сегодня они выстроены, и постоянно продолжают создаваться новые. Пользователи таких площадок – государственные служащие, чиновники, с одной стороны, а также представители бизнеса, с другой. И такое двухсторонне движение дает отличные результаты. 

У нас нет законодательства, регулирующего лоббизм, хотя в одном из указов Президента о противодействии коррупции было дано указание о подготовке законопроекта, регулирующего данную деятельность. Однако Александр Викторович отметил, что в наших реалиях данный закон неуместен. Если в США данная деятельность коммерциализирована, в силу чего необходимо ее регулирование, то у нас при нашем специфично сформированном лоббизме посредством бизнес-объединений, коррупционный фактор снимается, в связи с чем закон не нужен. Нет рынка – нет необходимости в законодательстве, так как закон носит не только регулирующую, но и сильную просветительскую деятельность. Такой закон может способствовать деградации тех самых сдерживающих механизмов, указанных в законе, и привести к негативным последствиям, выраженным, прежде всего, в злоупотреблении данной деятельностью.

Возможность влиять на принимаемые решения сосредотачивается в нескольких точках. Задача грамотного специалиста GR - вовремя разглядеть те самые точки, открывающие возможность воздействия. Александр Викторович отметил некоторые шаги, описывающие процесс влияния на принимаемый НПА. Одной из таких точек, например, является оценка регулирующего воздействия. «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ» – сервис, позволяющий каждому получить актуальную информацию о законодательных инициативах, а также оценить эффективность принимаемых законов при помощи ОРВ, сделать собственные комментарии, которые подлежат обязательному анализу и рассмотрению.

Александр Викторович отметил важность пункта 601 «Регламента Правительства РФ», предусматривающего обязательное прохождение проектов нормативных правовых актов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и оценки регулирующего воздействия, которая проводится федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством. 

Другим механизмом, позволяющим влиять на принимаемые государственные законопроекты, как сообщил на мастер-классе Александр Викторович, является «Регуляторная гильотина» - инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду. Целью реализации «регуляторной гильотины» является тотальный пересмотр обязательных требований, в соответствии с которым нормативные акты и содержащиеся в них обязательные требования должны быть пересмотрены с широким участием предпринимательского и экспертного сообществ. В настоящее время каждый акт рассматривается рабочей группой по соответствующему направлению, и только после ее одобрения проходит дальнейшие этапы согласования. Таким образом, «Регуляторная гильотина» является действенным инструментом для влияния на принимаемые решения.