• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Регуляторная гильотина в эпоху цифровой трансформации

В среду, 1 декабря 2021 г., в онлайн режиме на платформе Zoom в рамках общеуниверситетского факультатива, организованного Кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, состоялся мастер-класс доктора экономических наук, профессора, генерального директора Исследовательского центра «Международная торговля и интеграция», председателя комитета Делового Совета ЕАЭС по торгово-экономическому сотрудничеству с Китаем и другими приоритетными направлениям – Саламатова Владимира Юрьевича, посвящённый мировой и российской практике «регуляторной гильотины» в эпоху цифровой трансформации. 

Эксперт начал с того, что объяснил суть реформы регуляторной гильотины, нацеленной на повышение уровня безопасности и устранение избыточности административной нагрузки на бизнес-среду в России. Первый этап реформы начался 1 января 2021 г., когда был отменён ряд нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования Правительства РФ, а также до сих пор действующих распорядительных актов РСФСР и Союза ССР. Также Владимир Юрьевич отметил, что планируется как минимум два этапа - до 1 января 2022 г., когда будут отменены НПА субъектов, и до 1 января 2023 г., так как с этого момента реформа затронет и муниципальный уровень правовых актов. На данный момент отменены и признаны утратившими силу около 11,8 тысяч нормативно-правовых актов. 

Однако реформа не несёт за собой лишь исключение неактуальных нормативно-правовых актов. Как отметил эксперт, важными задачами рабочих групп и государства в целом является, во-первых, построение новой системы обязательных требований, соответствующих современному уровню технологического развития, а во-вторых, установление детальных и однозначно трактуемых правил, относящихся к организации контрольно-надзорной деятельности. Эксперт подчеркнул, что механизм деятельности рабочих групп, разрабатывающих реформу, содержит практику контроля и высказывания позиции представителей интересов бизнеса, что снижает шансы принятия нормативно-правовых актов, негативно влияющих на предпринимательский климат России. 

В заключении Владимир Юрьевич рассказал про проект «Цифрового технического регулирования», главное целью которого является реинжиниринг и цифровизация процессов в области технического регулирования для обеспечения более эффективного взаимодействия практически всех участников рынка – изготовителей, экспортёров, импортёров и т.д. в государствах - членах Евразийской экономической комиссии. Большинство предприятий сегодня, обладают цифровой средой и определённым потенциалом, который поможет заменить бумажные носители на массивы данных, так как компании заинтересованы в получении данных о всей совокупности требований, методов испытаний, схем подтверждения и необходимых документов в рамках единой компьютерной системы, что снизит нагрузку и оптимизирует рабочий процесс.