Особенности GR в условиях санкций
17 ноября 2021 г. в онлайн режиме в рамках общеуниверситетского факультатива, организованного Кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, состоялся мастер-класс Баширова Марата Фаатовича, эксперта ЭИСИ, члена экспертного Совета Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, в ходе которого он рассказал о специфике GR-практик в условиях внешних санкций.
Эксперт начал с определения санкций, отметив, что ограничения, направленные на Россию, являются по сути рестрикциями, так как ориентируются на экономическую конкуренцию, а не на международное право.
Затем участники мастер-класса обсудили различие европейских и американских санкций. Европейские санкции носят межгосударственный характер, их смысл геополитический. Поэтому затрагивают они, как правило, государственные предприятия и организации. Американские рестрикции создаются с политической мотивацией, но вводятся, исходя из экономической целесообразности. В силу этого они могут затрагивать как государственные компании, так и частных лиц, и крупные частные промышленные группы. При этом в судебном порядке их невозможно оспорить, остается только договариваться с Минфином США.
Затем Марат Фаатович рассказал про то, какие практики GR в этих условиях могут существовать. В частности, в России был запущен механизм импортозамещения, призванный помочь защитить компании от потери прибыли. Ролевая модель частных компаний внутри страны - «просить». Просить от государства в разной форме компенсировать потери на международных рынках. Компенсация может быть предоставлена в разной форме - за счет внешних конкурентов, исключения в антимонопольном регулировании, путем протекционизма на внешних рынках и через госзаказы.
Вне страны ролевая модель GR — это поддержка действий властей России. Компаниям необходимо поддерживать общую дискуссию о восстановлении международного права и вести информационную работу в поддержку властей России. Также компании работают с Минфином США, находятся с ним в постоянных переговорах. Это позволяет «дочкам» компаний, которые попали под санкции, не попадать под ограничения, и продолжать свою деятельность.