• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Бизнес, власть и гражданское общество в ковидно-цифровую эпоху»

В среду 27 октября в рамках факультатива «GR в современной России: теория и практика» состоялся мастера-класс Полякова Леонида Владимировича (д.ф.н., профессора кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти и департамента политической науки факультета социальных наук НИУ ВШЭ, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека) на тему «Бизнес, власть и гражданское общество в ковидно-цифровую эпоху». К участию в дискуссии был приглашен Яков Моисеевич Уринсон (д.э.н., ординарный профессор кафедры бизнес-аналитики, заслуженный профессор, профессор кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ).

Леонид Владимирович начал с небольшого экскурса в вопрос, что было характерно для 3-й промышленной революции, и какие фундаментальные маркеры ее ознаменовали. Затем им были озвучены признаки 4-й промышленной революции. Во-первых, для нее характерна быстрота, при которой новые технологии порождают еще большие возможности технологий. Во-вторых, происходит сдвиг парадигм в экономике, бизнесе и обществе. В-третьих, происходит трансформация всех систем в целом. 

Основной вопрос мастер-класса состоял в том, можно ли считать эпоху четвёртой промышленной революции, открывающей XXI век, началом, первой фазой/тезисом нового «гегелевского цикла»? Для 4-й промышленной революции один из важнейших признаков – свобода (интернет, виртуальный мир, коммуникационные технологии). По мнению Шошанны Зубофф, появился информационный, наблюдающий капитализм – господство тех, кто собирает информацию о поведении пользователей в Интернете. Результатом становится новый вид господства – надзирательный капитализм. Цель такого капитализма не просто в сборе информации о пользователях, а подталкивание пользователей к определенным массовым действиям в целях владельцев крупных IT-компаний. 

Какие новые перспективы появились для общества? Можно обозначить 3 основных пути: путь свободы (для цифрового) бизнеса; путь равенства с усилением государства; путь братства с предоставлением новых возможностей для укрепления гражданского общества. Что выбирают страны в контексте коронавируса? В США выбрали минимальное урегулирование свободы бизнеса, Китай - усиление контроля, Швеция - полную свободу, а Италия – ковидные паспорта. Какой путь выберет Россия?

По мнению Якова Моисеевича, во время 4-й промышленной революции новые технологии синтезируют новые варианты развития без значимой роли человека (цифровая экономика). Однако, помимо новых возможностей, повышается спрос и на навыки человека, например, креативного мышления. При этом возникает проблема правомерного доступа к достижениям науки всего человечества. Во время общей дискуссии спикеры вместе со слушателями рассуждали о том, что характерно для сегодняшнего дня и чего ожидать в будущем.