• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состояние системы бизнес-образования в России: реалии и перспективы

В среду 9 июня состоялось очередное заседание Научно-учебной лаборатории исследований в области бизнес-коммуникаций на тему «Система бизнес-образования в России в настоящее время». В рамках заседания стажер-исследователь лаборатории Юргелас Анна представила доклад о современной российской структуре бизнес-образования, рассказав подробно о каждом из ее элементов.

В первую очередь, были обозначены основные траектории реализации бизнес-образования в российском образовательном сообществе, в частности, теоретическое обучение, практическое (прикладное) обучение и различные курсы повышения квалификации. Было подчеркнуто, что первый тип образования больше применяется университетами, второй – бизнес-школами, а третий осуществляется на базе корпоративных университетов.

Далее была рассмотрена ситуация с бизнес-образованием в рамках системы высшего образования, в частности, бакалавриата и магистратуры. Был сделан акцент на том, что в бакалавриате бизнес-образование реализуется, прежде всего, в рамках специальностей направления подготовки «Экономика и управление». Затем было отмечено, что более 60% всех российских вузов предоставляют возможность студентам изучать бакалаврскую специальность «Экономика», как одну из основных бизнес-дисциплин. Однако ситуация с магистерскими программами обстоит иначе. Несмотря на то, что в магистратуре добавляются к бакалаврскому списку такие дисциплины, как «Государственный аудит» и «Финансы и кредит», количество предлагаемых программ в разы меньше, чем курсов бакалавриата. Тем не менее, если смотреть в целом на сумму программ в рамках направлений магистратуры, то экономическое направление является одним из самых востребованных. 

В рамках описания курсов ДПО разного уровня было отмечено, что выбор тех или иных программ для слушателей зависит от его опыта работы руководителем, профессиональных интересов, возможного количества времени для прохождения курса и формата обучения. Примечательно, что чем выше уровень квалификации работника, тем меньше программ по ее повышению обеспечивается российскими учреждениями. При этом активно развивается степень ДПО Mini MBA, — короткие ознакомительные программы о бизнес-сфере. Также было обращено внимание на действующие аккредитационные организации по бизнес-образованию в России и за рубежом. В частности, выяснилось, что большая часть аккредитованных российских вузов и бизнес-школ сосредоточена в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург.

Тема доклада вызвала неподдельный интерес со стороны сотрудников лаборатории. Были заданы вопросы касательно отличий различных ступеней бизнес-образования в рамках ДПО. Сотрудников интересовало, какой курс из них является наиболее востребованным, а какой, наоборот, становится менее актуальным, и с чем связаны подобные результаты? Также многих стажёров-исследователей заинтересовало то, каким образом устроен процесс непосредственной аккредитации российских организаций как местными, так и зарубежными ассоциациями, а также какие требования предъявляются к учреждениям, подающих заявки. Возникли и вопросы о преимуществах членства в международных бизнес-ассоциациях.

Также были вынесены на обсуждение перспективы дальнейшего развития системы бизнес-образования в России. С какими проблемами может столкнуться современное бизнес-сообщество по мере ее реализации? Одной из тенденций стало сокращение длительности программ ДПО в пользу коротких курсов, в том числе, и для большей мобильности в дистанционном формате. Также было подчёркнуто возрастание спроса на обучение в корпоративных университетах. В дополнение были затронуты такие проблемы, как возможная дефляция бизнес-образования и нежелание современных руководителей повышать свою квалификацию в рамках системы ДПО, малое количество аккредитованных международными организациями российских вузов и бизнес-школ, проблемы дороговизны и сложности получения зарубежной аккредитации. Тем не менее, в ходе дискуссии отмечалось, что деятельность российского бизнес-сообщества «РАБО» способна в будущем вывести методики преподавания бизнес-дисциплин в России на новый качественный уровень.

Анализ системы бизнес-образования в России