Перспективы отношений России и Украины
В среду 21 апреля в рамках факультатива «GR в современной России: теория и практика» состоялся мастер-класс российского политолога, заместителя директора Института стран СНГ и члена Экспертного совета Комитета Госдумы РФ Владимира Леонидовича Жарихина, в рамках которого обсуждались итоги двух лет президентства Владимира Зеленского.
Основными вопросы, обсуждаемые на мастер-классе, были: насколько В.А. Зеленский за эти два года стал самостоятельным политиком? В какой степени ему удалось выполнить предвыборные обещания? В какой степени Зеленскому удалось наладить отношения с Российской Федерацией? И, наконец, каковы перспективы развития отношений с Россией после нынешнего их обострения?
Владимир Леонидович обратил внимание на то, что украинское государство потеряло субъектность. Ситуация на Украине определяется взаимоотношениями между западными государствами и Россией, которые становятся все более напряженными. Обострение отношений произошло в тот момент, когда была выдвинута привлекательная идея «единого пространства от Лиссабона до Владивостока». По мнению Владимира Леонидовича, такое единое экономическое пространство имело бы мультипликативный эффект, дав выгоды каждой из сторон. Однако, формирование такого пространства не понравилось США, в связи с чем, как отметил политолог, данное государство готово пойти на многое, в том числе, на создание проблем во взаимоотношении между Украиной и Россией. Тем не менее, больше всего от конфликта, конечно, пострадала Украина.
Украинская власть стала несамостоятельной, и ее политика отвечает интересам США. Если европейские страны препятствовали вхождению Украины в общее экономическое пространство с Россией, то США имеют цель настроить против Украину России. Как считает политолог, Минские соглашения могли бы выполняться при оказании давления на украинские власти. Недавно мы стали свидетелями того, что чуть не начался новый виток военной эскалации на Украине. По мнению Владимира Леонидовича, это была попытка проверить Россию, до какой степени она готова воевать. Политолог указал, что, к счастью, возобновление военных действий вряд ли получит продолжение. В настоящее время имеет смысл дать «охладиться» ситуации. Тем не менее, поводов для оптимизма сейчас мало.