• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Бизнес и власть в России: история и современность»

24 марта, в рамках факультатива «GR в современной России: теория и практика» состоялся мастер-класс профессора, доктора исторических наук, заместителя заведующего НУЛ исследований в области бизнес-коммуникаций, Орлова Игоря Борисовича по теме «Бизнес и власть в России: история и современность». На мастер-классе обсудили непростую историю становления отношений между бизнесом и властью в России.

Бизнесу и власти нужно слышать друг друга и от этого зависит многое. Для взаимодействия бизнеса и власти нужно а) целеполагание и б) доверие друг к другу. Проблема взаимодействия в том, что власть и бизнес часто говорят на разных языках, не понимают друг друга. 

Погружаясь в историю вопроса, Игорь Борисович отметил, что бизнес до революции 1905-1907 гг. скорее сторонился политики, а его взаимодействие с властью строилось с экспертной позиции. Современный бизнес, конечно, ведет себя иначе. Есть разные модели взаимодействия (например, партнерская, карманная), и пандемия только актуализировала “возвращение” государства во многие сферы. 

Большая проблема - определить предпринимательский строй дореволюционной России. Купечество определялось по социально-имущественному статусу и было достаточно неустойчивым. В связи с этим Игорь Борисович предложил понимать купца просто как человека. имеющего собственное дело и платящего с него налоги. 

Образ купца можно описать так: “мужицкие” корни, редкое, но все же стремление к новой культуре. При этом в литературе часто купец описывается как скупой, тщеславный. В этом контексте интересен образ “нового русского”, который изначально транслировался как образ позитивный, “людей с новым мышлением”, и лишь спустя какое-то время превратился в тот образ, который мы все знаем. 

У купечества формировалось собственное сословное самосознание, купечество занималось благотворительностью, меценатством, постепенно купечество увлеклось наукой и стремилось дать своим детям классическое образование. При этом бизнес доверял скорее местной власти, чем центральной. Это видно и по тому, какие суммы жертвует предпринимательское сословие местной власти, как интересуется местным самоуправлением и активно в него идет.

Потрясения 1905-1907 гг. привели к разочарованию купечества в самодержавной власти, а власть в ответ устранилась от диалога. Доверие снова было подорвано. Бизнес ожидал от государства соучастия в экономическом развитии и гарантий политической стабильности, государство же не обеспечило этого, чем и подтолкнуло бизнес пойти в политику.

И власть и бизнес были заинтересованы в модернизации страны, но понимание того, как этой модернизации достигать и какими ресурсами, различалось. Но предприниматели не сумели стать некой объединяющей силой, что усложняло для российского предпринимателя инвестиции в крупные инфраструктурные проекты, которые в итоге были под контролем иностранного капитала. 

В конце мастер-класса Валентина Николаевна Кириллина отметила, что тема действительна огромная. Мы постепенно погружаемся в историю: очень важно то, как бизнес себя ведет, его социальная миссия, влияние на простых граждан. Образ богатого в России скорее негативный, отношение к богатству было и остается негативным. Игорь Борисович отметил, что у этого может быть несколько причин: неверие, что богатство можно нажить честным трудом, и коррупция, которую мы видим достаточно часто. Валентина Николаевна добавила, что причина может быть еще и в том, что опыт “капиталистической” жизни достаточно мал у России, нам еще необходимо его накопить.