• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Деловой климат в России: новые риски и новые возможности».

В среду 17 февраля в рамках факультатива «GR в современной России: теория и практика» состоялся мастер-класс Глуховой Марии Николаевны (к.э.н., Вице-президента, управляющего директора по экономической политике и конкурентоспособности РСПП) на тему «Деловой климат в России: новые риски и новые возможности».

Когда речь идет об оценках делового климата в России, значительная часть экспертов отмечает, что он не идеален. При этом и российские бизнесмены, и международные эксперты признают, что по целому ряду направлений за последние годы удалось добиться серьезного прогресса в улучшении среды для бизнеса. На данном мастер-классе обсуждалось, как и почему различаются оценки российского делового климата по итогам опросов компаний и по данным международных рейтингов. Как деловой климат изменился под влиянием пандемии? Какие антикризисные и системные меры поддержки оказались наиболее эффективными в 2020 году, по мнению предпринимателей? Основной фокус внимания был направлен на компании, входящие в Российский союз промышленников и предпринимателей.

Мария Николаевна отметила, что основными проблемами, с которыми столкнулись компании при получении программ поддержки, были: сложность выполнения условий программ; высокие требования (например, касательно сохранения занятости); дополнительные, не предусмотренные программой требования банков; сложная процедура отчетности. Наиболее востребованными мерами поддержками оказались налог на имущество, нефинансовая поддержка (консультационная и организационная), программы субсидирования. Именно эти меры позволили не нарушить цепочки поставок и быстро восстановить производство, когда были сняты ограничения.

Также на мастер-классе обсуждалось, как пандемия повлияла на структуру инвестиций компаний. Была поднята также проблема нехватки квалифицированных кадров и путей ее решения самими предпринимателями, вопросы автоматизации производства и мер поддержки, которых на сегодняшний момент не хватает предпринимателям.