• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Итоги круглого стола «Влияние качества корпоративного управления публичных акционерных обществ с государственным участием на капитализацию российского фондового рынка»

14 октября 2016 года в «Высшей школе экономики» (НИУ ВШЭ) состоялся круглый стол на тему «Влияние качества корпоративного управления публичных акционерных обществ с государственным участием на капитализацию российского фондового рынка».  Круглый стол был организован Научно-учебной лабораторией исследований в области бизнес-коммуникаций НИУ ВШЭ в рамках проводимого сейчас исследования  по оценке корпоративного управления в публичных акционерных обществах с участием государства.

Мероприятие  впервые в России  объединило на одной площадке представителей научного и делового сообщества, являющихся экспертами в области корпоративного управления. С докладами выступили преподаватели НИУ ВШЭ и других ведущих исследовательских институтов, руководители ведущих отраслевых ассоциаций (Ассоциация независимых директоров, Ассоциация профессиональных инвесторов), в дискуссии приняли участие представители госкомпаний и СМИ. В ходе круглого стола обсуждались аспекты корпоративного управления, оказывающие наибольшее влияние на рыночную капитализацию госкомпаний, изменения в области корпоративного управления в компаниях за последние три года и другие вопросы.

Модератор круглого стола, доктор философских наук, профессор НИУ ВШЭ Валентина Кириллина в своем вступительном слове отметила, что результаты круглого стола и готовящегося сейчас исследования имеют прямую практическую ценность для экономики России. Рекомендации, подготовленные в рамках исследования и прошедшую экспертизу со стороны представителей делового сообщества и госорганов, позволят выявить ключевые проблемы в корпоративном управлении российских госкомпаний, снижающие уровень конкурентоспособности экономики России на мировом рынке.

В условиях, когда российские экспортеры ресурсов (Газпром, Роснефть, Алроса и др.) испытывают повышенную конкуренцию со стороны альтернативных поставщиков, в том числе и из стран с высокоразвитой управленческой культурой (самые яркие примеры: поставки сланцевого газа и, с этого года, нефти из США, равно как и поставки сжиженного природного газа из США и Австралии), повышение эффективности управления в российских компаниях будет способствовать их борьбе за рыночную нишу на внешних рынках.

Помимо этого, общее состояние российской экономики, её «самочувствие» во многом определяют инфраструктурные компании, которые занимают в России монопольное либо лидирующее положение в своей отрасли (Транснефть, Россети, ФСК ЕЭС), либо, как минимум, являются одними из ключевых игроков в своем сегменте рынка (ИНТЕР РАО, Ростелеком, ВТБ, Аэрофлот и др.). Рекомендации, подготовленные рабочей группой НИУ ВШЭ при участии специалистов-практиков, станут важным подспорьем для развития инфраструктуры компаний на внутреннем рынке, которая во многих случаях испытывает недостаток инвестирования.

 Но важнее всего, что госкомпании в силу их удельного веса в российской экономике и других причин являются драйвером развития в России, они являются для российского рынка «хедлайнерами»: задают ориентиры, на которые равняются другие компании. Поэтому повышение качества корпоративного управления в ведущих госкомпаниях положительно отразится на развитии стандартов и практик корпоративного управления в других российских предприятиях, как частных, так и государственных, повысит инвестиционную привлекательность российского рынка в целом.

Кириллина Валентина Николаевна
доктор философских наук, профессор, заведующий Научно-учебной лаборатории исследований в области бизнес-коммуникаций НИУ ВШЭ, заместитель заведующего кафедрой Теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ, Член Президиума Учёного совета НИУ ВШЭ

Исполнительный директор Ассоциации профессиональных инвесторов Александр Шевчук в своем выступлении отметил, что качество корпоративного управления оказывает прямое влияние на рыночную капитализацию компании и тем самым на ее инвестиционную привлекательность, а значит, на возможность привлекать финансовые ресурсы для развития бизнеса и выполнения инвестиционных программ. К сожалению, законы финансового рынка, их прямую взаимосвязь с укреплением экономики и развитием производственной деятельности предприятия понимают далеко не во всех госкомпаниях, хотя налицо положительная динамика к восприятию передовых мировых норм и стандартов корпоративного управления.

Стратегические планы компаний с госучастием в настоящее время недостаточно гармонизированы с необходимостью учитывать дивидендные выплаты при долгосрочном финансовом планировании. В то время как распоряжение Правительства РФ №774-р, принятое еще 29.05.2006 г., устанавливает для госкомпаний в качестве ориентира увеличение рыночной стоимости бизнеса, существует целый ряд примеров, когда компании игнорируют эту стратегическую цель, принимая решение о размере капитальных затрат. В качестве примера можно привести капитальные затраты Газпрома и Транснефти.

Александр Шевчук также отметил, что в последние годы уровень выплаты дивидендов (payout ratio) российских публичных компаний с госучастием сравнялся, а в некоторых случаях и превзошел аналогичный показатель крупных зарубежных компаний.

Увеличение размера дивидендных выплат происходит благодаря импульсу, идущему от государства как от основного акционера российских госкомпаний. Вместе с тем, госкомпании в других странах уже давно демонстрируют в своих публичных годовых отчетах, на какие именно факторы и события они ориентируются, принимая решения о выплате дивидендов и их размере. Более того, они учитывают дивидендную политику других компаний. В России такую передовую практику из всех госкомпаний использует только Башнефть.

Александр Шевчук
Исполнительный директор Ассоциации профессиональных инвесторов

Он также затронул вопрос о выполнении госкомпаниями директивы Правительства РФ №774-р, принятой еще 29.05.2006 г., которая устанавливает для госкомпаний в качестве ориентира увеличение рыночной стоимости бизнеса. Практически все компании привели свои дивидендные политики в соответствие с требованиями государства: пока что это не сделано только в Газпроме, Транснефти, ФСК ЕЭС и Русгидро.

Директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management, член Экспертного совета при Правительстве РФ Денис Спирин, в свою очередь, высказал мнение, что одним из значимых инструментов повышения качества управления в госкомпаниях является внедрение нового Кодекса корпоративного управления, который призван заменить аналогичный документ, принятый в 2002 году.

Инициатива внедрения нового кодекса исходит от Правительства. Основной акцент при мониторинге внедрения Кодекса сделан на повышении роли и эффективности Советов директоров в государственных компаниях.

Сейчас Советы директоров, в отличие от требований хорошей практики корпоративного управления, «остаются сбоку от вертикали взаимодействия, существующей между государством и менеджментом компаний», недостаточно интегрированы в процесс принятия решений в компаниях и государство не может на них полноценно опираться в смысле управления компаниями и контроля менеджмента. Денис Спирин отметил активную позицию госкомпаний в восприятии нового кодекса: в большинстве компаний разработаны детальные «дорожные карты» по внедрению этого документа.

Конечно же,  внедрение Кодекса – это только один из элементов улучшения корпоративного управления, а именно, создание инструмента этого улучшения. Есть и другие элементы – в частности, те люди, которые этим инструментов будут пользоваться. В этом смысле очень важно, кто именно входит в совет директоров, важны вопросы мотивации и ответственности этих людей. Также принципиально важен вопрос постепенного отказа от директив, то есть, важно, чтобы совет директоров становился центром принятия решений. епутация российского рынка как рынка с плохим корпоративным управлением приводит к тому, что весь российский рынок акций торгуется с «дисконтом» к развитым и даже сравнимым развивающимся рынкам. Хорошее корпоративное управление в госкомпаниях, которые составляют существенную долю рынка, приведет к тому, что постепенно улучшится его репутация, а вслед за ней и его капитализация.

Денис Спирин
Директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management, член Экспертного совета при Правительстве РФ

Кандидат экономических наук, доцент Высшей школы финансового менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ Андрей Мицкевич и доктор экономических наук, профессор НИУ ВШЭ Татьяна Долгопятова рассказали в своих выступлениях о зарубежных методологических подходах к исследованию корпоративного управления.  Андрей Мицкевич отметил, что корпоративное управление должно осуществляться в рамках общепринятой в международном инвестсообществе стратегии увеличения совокупной доходности для акционеров (TSR – Total Shareholder Return). Именно рост этого показателя считается в мире одним из принципиальных индикаторов качества корпоративного управления.

В большинстве российских ПАО с госучастием система КПЭ, основанная на TSR и других индикаторов доходности, уже внедрена, однако она реализуется в гораздо меньшем объеме, чем в западных компаниях. «В западных и азиатских госкомпаниях, акции которых торгуются на бирже, менеджменту и Совету директоров на уровне основополагающих для компаний документов заданы четкие критерии, в которых обозначено, что менеджмент и Совет директоров должны ставить целью своей работы максимизацию прибыли, капитализации и дивидендов.

Схожие моменты прописаны и в уставах российских госкомпаний (так, в уставах всех госкомпаний прописано, что целью деятельности является получение прибыли), однако прописаны они менее развернуто и далеко не всегда воспринимаются как руководство к действию», - пояснил Андрей Мицкевич. По его словам, повышение капитализации в российских госкомпаниях не входит в число основных приоритетов, во многом по той причине, что вознаграждение менеджмента и членов советов директоров в российских госкомпаниях, как правило, не привязано к росту стоимости акций.

Татьяна Долгопятова акцентировала внимание участников круглого стола на необходимость применять при оценке качества корпоративного критерия совет директоров вознаграждение взаимодействие с акционерами и раскрытие информации. «Опрашивая респондентов в компаниях, как частных, так и государственных, в рамках недавнего опроса, мы так и не добились в ряде случаев получения информации по размеру вознаграждения членов Совета директоров, а также по доле очных заседаний Совета директоров в общем количестве заседаний. Эти «пропуски», конечно же, искажают «картинку», - поделилась информацией Татьяна Долгопятова.        

Александр Шевчук, отвечая на вопросы участников, вернулся к теме дивидендной политике и отметил, что распоряжение Правительства от 18 апреля 2016 года, предписывающее госкомпаниям в 2016 г. направить на выплату дивидендов по итогам 2015 г. не менее 50% прибыли (большее по РСБУ или МСФО) было выполнено лишь несколькими госкомпаниями, если брать за основу именно МСФО как более прозрачный и отражающий финансовые результаты показатель  (Русгидро – 55%, Ростелеком – 115%). Вплотную к планке в 50% приблизилась Башнефть (49% по МСФО) и Алроса (48%), выплаты еще нескольких госкомпаний колебались в диапазоне от 20 до 35%, «аутсайдером» в выплате дивидендов за 2015 год стала Транснефть  (8,9% чистой прибыли по МСФО). В целом анализ отчетности ПАО с госучастием на предмет итогов выполнения директивы Правительства показывает, что государство получило от компаний в федеральный бюджет гораздо меньше прибыли, чем было запланировано.

Александр Шевчук также отметил прямую зависимость между уровнем внедрения компаниями Кодекса корпоративного управления и размером выплачиваемых данными компаниями дивидендов - тройка наиболее отстающих во внедрении Кодекса компаний (Транснефть, Газпром и РЖД) выплатили по итогам 2015 года самые низкие дивиденды.  Денис Спирин в рамках последующей дискуссии отметил, что при выборе  отчетности, исходя из которой компаниям следует платить дивиденды, отчетность по МСФО в целом представляется более предпочтительной. Использование для этих целей отчетности по МСФО, в отличие от РСБУ, позволит, в частности, избегать ситуаций,  когда часть прибыли аккумулируется в подконтрольных компаниях и не учитывается при определении размера дивидендов акционерам контролирующей публичной компании.

Все участники круглого стола сошлись во мнении, что улучшение качества корпоративного управления в госкомпаниях  будет мощным стимулом для развития российской экономики, а также российского рынка акций, и, следовательно, для сокращения дистанции между отечественными и ведущими зарубежными инвестиционными площадками. В итоге это станет важным фактором для резкого повышения инвестиционной привлекательности российской экономики, что особенно актуально в условиях охлаждения политических отношений России с рядом западных стран. 

Исследование качества корпоративного управления в госкомпаниях, обсуждавшееся на круглом столе, планируется закончить и представить вниманию общественности в ноябре 2016 года. Рекомендации, подготовленные по итогам исследования, будут направлены в Администрацию Президента РФ, в госкомпании, в деловые ассоциации, и в федеральные исполнительные органы государственной власти (Минфин, Минэкономразвития, Росимущество) и законодательные органы (Государственная Дума, Совет Федерации).

С докладами на круглом столе выступили:

  • доктор экономических наук, профессор НИУ ВШЭ Татьяна Долгопятова;
  • исполнительный директор Ассоциации профессиональных инвесторов Александр Шевчук;
  • директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management, член Экспертного совета при Правительстве РФ Денис Спирин;
  • кандидат экономических наук, доцент Высшей школы финансового менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ Андрей Мицкевич.

В последующей дискуссии, открытой для реплик и вопросов со стороны всех приглашенных на мероприятие, приняли участие:

  • кандидат экономических наук, эксперт Института коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ Михаил Колонтай;
  • кандидат философских наук, ведущий эксперт Научно-учебной лаборатории исследований в области бизнес-коммуникаций НИУ ВШЭ Людмила Самарина;
  • кандидат политических наук, начальник  Управления по сотрудничеству со странами СНГ и Балтии  НИУ ВШЭ Кирилл Кисель

Модератор круглого стола: доктор философских наук, профессор, заведующий Научно-учебной лаборатории исследований в области бизнес-коммуникаций НИУ ВШЭ, заместитель заведующего кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ член президиума Учёного совета НИУ ВШЭ Валентина Кириллина