Итоги семинара «Бизнес в структуре власти малого российского города»
12 октября 2016 г. состоялся очередной семинар Научно-учебной лаборатории исследований в области бизнес-коммуникаций «Бизнес в структуре власти малого российского города». С докладом выступили профессор департамента социологии В.Г. Ледяев и главный научный сотрудник Института социологии РАН А.Е. Чирикова. Доклад опирается на результаты эмпирического исследования в 5 малых городах России.
Доклад опирается на результаты эмпирического исследования в 5 малых городах Пермского края, Ивановской и Тамбовской областей, выполненного в 2011-2015 гг. Основной эмпирический материал был получен в ходе 76 интервью с высшими руководителями городской власти, членами их команд, влиятельными бизнесменами и экспертами.
Обнаруженные практики выстраивания коалиций оказались, судя по всему, достаточно типичными и одновременно весьма вариативными.
Что общего увидели докладчики в коалициях бизнеса и власти в пяти городах?
Во-первых, в большинстве городов (исключение – моногород) ведущей стороной во взаимоотношениях оказывались местные власти, чаще всего городская администрация. Это вполне естественно и отражает тот факт, что именно акторы публичного сектора, как правило, обладают наиболее значительным набором ресурсов власти и влияния, и не только на локальном уровне.
Во-вторых, во всех городах было обнаружено, что вступление в коалиции с властью со стороны отдельных групп бизнеса, особенно малого, часто было не в полной мере добровольным. Это обусловлено не только тем, что власть обладает довольно широким спектром возможностей влиять на бизнес и бизнесменов, но и отсутствием надежных правовых и социальных механизмов защиты бизнеса от произвола чиновников. Тем самым для некоторых категорий бизнеса взаимодействие с другими акторами воспринимается как вынужденная коалиция, не вполне соответствующая их (и нашим) нормативным представлениям о коалиции.
В-третьих, степень асимметрии, возникшая между руководством городской администрации и остальными акторами очень заметна; и она также может подрывать саму идею коалиции как союза акторов, принимающих коллегиальные решения. Та или иная степень иерархия неизбежна в любых коалициях; но если она очень велика, то неизбежно возникает ощущение, что реально решения в городе принимает очень узкий круг людей, тогда как другие акторы играют лишь номинальные (декоративные) роли.
В-четвертых, имеет место очень сильная персональная составляющая коалиций; фактически они часто выстраиваются вокруг одного человека и зависят от него. Поэтому изменения в руководстве исполнительной власти с очень большой долей вероятности могут привести к существенным изменениям в составе и конфигурации основных акторов.
В-пятых, взаимодействие между руководством города и представителями бизнеса часто не имеет четкой политической составляющей, а касается частных, в основном экономических вопросов. Однако на этом уровне вряд ли можно ожидать от локальных акторов каких-то иных – более глобальных и значимых дискуссий и действий.
В-шестых, в отличие от американских и европейских городов, где солидные коалиции в городском политическом пространстве обычно опирались на какие-то формальные организационные площадки, выступавшие ареной согласования интересов участников коалиции, в российских городах таких организаций не оказалось.
Поэтому, в-седьмых, сложился дисбаланс формальных и неформальных связей в отношениях между бизнесом и властью: явное превалирование неформальных отношений над формальными. Это не только фактически блокировало и без того ограниченные возможности локального сообщества контролировать структуры власти, но и усиливало ее ориентацию на достижение корпоративных и личных интересов правящего слоя. В этих условиях «распил» становится в некотором смысле более реальной повесткой, чем приоритеты населения, а отношения между акторами, скорее напоминали отношения между преследующими свои цели группами бизнесменов.
Эти особенности во взаимоотношениях между бизнесом и властью в большей или меньшей степени проявились во всех городах, в которых проводилось исследование. Однако практики выстраивания коалиций в разных городах имели заметные различия.
Исходя из них докладчики выделили несколько разных видов коалиций, которые обозначили как:
- «коалиции со «своими»»,
- «коалиции с «чужими»»,
- «электоральные коалиции»,
- «коалиции ради личной выгоды»,
- «коалиции ради общественного блага».
Выделение этих типов практик взаимодействия бизнеса и власти в локальных сообществах весьма условно: по словам докладчиков, они смотрели на одни и те же практики под разным углом зрения. В реальности же они не только сосуществуют, но и в чем-то взаимно обусловливают друг друга.