• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О соотношении политической культуры и политических институтов рассказал профессор Л.В.Поляков

27 января 2016 года состоялся мастер-класс профессора кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, профессора Департамента политической науки факультета социальных наук НИУ ВШЭ, члена совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Полякова Леонида Владимировича. Мастер-класс на тему «Возможности экономического роста в контексте российской политической культуры» прошел в рамках общеуниверситетского факультатива «GR в современной России: теория и практика» кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти.

Леонид Владимирович продемонстрировал слушателям инструментарий для решения определенной проблемы: рассмотрения фактора политической культуры в качестве весомой переменной при анализе проблем экономического роста. В своем анализе эксперт обратился к американскому опыту. Он представил российскую экономику глазами тех, кто ее замеряет при помощи некоторых объективных инструментов, отобрав для анализа индексы с институциональной составляющей. Речь шла о данных за 2015 год таких международных рейтингов, как Global Competitiveness Index (GCI), The Global Innovation Index, World Governance Indicators (WGI), Index of Economic Freedom.

Тип политической культуры, который лежит в основе институциональных установок, изначально достаточно амбивалентен: в нем можно найти нечто, способствующее экономическому росту, и то, что ее объективно тормозит. Так, несмотря на то, что Россия в контексте институциональной среды (в частности, вопросы этики и коррупции, неправомерного влияния, прав собственности и гос. управления), согласно GCI, занимает 44-51 место из 140 стран (данные за 2015-2016 гг.), по мнению эксперта, по качеству институтов мы продолжаем оставаться вопиющими аутсайдерами.

Детально проанализировав инструменты, с помощью которых замеряется экономика любой страны, Леонид Владимирович рассмотрел вопрос о соотношении политической культуры и политических институтов. По его мнению, политическая культура представляет собой некий слой «вечной мерзлоты», неизменную базу, на которую накладываются институты. Другими словами, субъективные мировоззренческие установки превалируют над институциональными нормами. А культура выступает фундаментом, на котором держатся институты, но не наоборот.

Леонид Владимирович обратился к классическому исследованию известного американского политолога Дэниела Элазара о политической культуре. Выделив в США (времен середины ХХ века) три типа политической культуры - индивидуалистическую, моралистическую и традиционалистскую - Элазар изучал, как различные виды политической культуры воздействуют на институциональное устройство. В начале XXI века меняется методологическая установка: появляется идея перехода от глобальной схемы Элазара на уровень локальный; появляется термин «civic culture» - культура данного сообщества.

Для анализа роли российской политической культуры в вопросах экономического роста Леонид Владимирович предложил использовать региональный подход. Применимыми в данном контексте он считает следующие четыре рейтинга: рейтинг демократичности регионов, рейтинг эффективности губернаторов, рейтинг социально-политической устойчивости регионов и рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации.