• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Глобализация, масс-медиа и проблемы культурного многообразия»

6 июня  состоялась  публичная лекция:  «Глобализация, масс-медиа и проблемы культурного многообразия», организованная Научно-учебной лабораторией исследований в области бизнес-коммуникаций в рамках семинара «Коммуникационная среда бизнеса».        Докладчик – Иосиф Михайлович Дзялошнский.

Основные тезисы:

Культура - это совокупность знаний, ценностей, норм, обеспечивающих приспособление человека к окружающей среде или преобразование этой среды  в соответствии со своими нуждами, целями и представлениями. Так понимаемая культура всегда привязана к определенному социальному или географическому ареалу, то есть имеет свое пространство, в рамках которого действуют определенные культурные императивы. Сложившиеся на данный момент культуры отражают ту действительность, в которой ранее жили этносы и социальные группы и к которой они ранее достаточно эффективно приспосабливались.

Глобализация - это неотвратимый процесс все возрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную  действительность   в отдельных странах. Развитие мирового рынка и та существенная роль, которую при этом выполняют мировые коммуникационные конгломераты, идет параллельно с небывалым ранее распространением идеологии потребления.

В мире происходит формирование нового глобального медиа-порядка, в «пространство» которого включено относительно небольшое число культуроформирующих агентов: Time Warner, Sony Corporation, Matsushita Electric Industrial, News corporation, Bertelsman, RAI, Walt Disney Company и др.В новом глобальном медиа-контексте аудиторию рассматривают не как граждан национальных государств, а как некоторую экономическую общность, как «сегмент» конкретного потребительского рынка.

Глобализация коммуникаций, в отличие от промышленной, торговой или финансовой глобализации, стимулирует взаимодействие (столкновение?) культур и ставит под вопрос необходимость жить по тем правилам, которые «завещаны предками».   Сама по себе потеря прежних ориентиров уже приводит к стрессу, и одного этого стресса достаточно для повышения агрессии и нетерпимости.

Шесть вариантов снятия этого стресса – от культурного апартеида до мультикультурализма.

Как России бороться с национализмом, расизмом и ксенофобией?