«Глобализация, масс-медиа и проблемы культурного многообразия»
6 июня состоялась публичная лекция: «Глобализация, масс-медиа и проблемы культурного многообразия», организованная Научно-учебной лабораторией исследований в области бизнес-коммуникаций в рамках семинара «Коммуникационная среда бизнеса». Докладчик – Иосиф Михайлович Дзялошнский.
Основные тезисы:
Культура - это совокупность знаний, ценностей, норм, обеспечивающих приспособление человека к окружающей среде или преобразование этой среды в соответствии со своими нуждами, целями и представлениями. Так понимаемая культура всегда привязана к определенному социальному или географическому ареалу, то есть имеет свое пространство, в рамках которого действуют определенные культурные императивы. Сложившиеся на данный момент культуры отражают ту действительность, в которой ранее жили этносы и социальные группы и к которой они ранее достаточно эффективно приспосабливались.
Глобализация - это неотвратимый процесс все возрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Развитие мирового рынка и та существенная роль, которую при этом выполняют мировые коммуникационные конгломераты, идет параллельно с небывалым ранее распространением идеологии потребления.
В мире происходит формирование нового глобального медиа-порядка, в «пространство» которого включено относительно небольшое число культуроформирующих агентов: Time Warner, Sony Corporation, Matsushita Electric Industrial, News corporation, Bertelsman, RAI, Walt Disney Company и др.В новом глобальном медиа-контексте аудиторию рассматривают не как граждан национальных государств, а как некоторую экономическую общность, как «сегмент» конкретного потребительского рынка.
Глобализация коммуникаций, в отличие от промышленной, торговой или финансовой глобализации, стимулирует взаимодействие (столкновение?) культур и ставит под вопрос необходимость жить по тем правилам, которые «завещаны предками». Сама по себе потеря прежних ориентиров уже приводит к стрессу, и одного этого стресса достаточно для повышения агрессии и нетерпимости.
Шесть вариантов снятия этого стресса – от культурного апартеида до мультикультурализма.
Как России бороться с национализмом, расизмом и ксенофобией?