• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Государственные контракты в информационной сфере: опыт и проблемы взаимодействия"

15 марта состоялась публичная лекция:  « Государственные контракты в информационной сфере: опыт и проблемы взаимодействия", организованная Научно-учебной лабораторией исследований в области бизнес-коммуникаций в рамках семинара «Коммуникационная среда бизнеса».       Докладчик – Виктория Евликова, эксперт ЗАО "Компания развития общественных связей", аспирант кафедры интегрированных коммуникаций.В докладе были рассмотрены следующие вопросы:История вопроса. Опыт США в данной сфере. Пресс-служба и PR-компании: отличие функций.Федеральный закон № 94. Критерии оценки проектов. Основные проблемы взаимодействия государственных заказчиков и PR-компаний.

Евликова Виктория, эксперт ЗАО "Компания развития общественных связей",

аспирант факультета прикладной политологии.

сот. 8 903 826 20 75
раб. (495) 980 06 80; ф. (495)980 06 81
evlikova@cros.ru

 

Государственные контракты в информационной сфере: опыт и проблемы взаимодействия

Актуально

Так, с 2002 года количество контрактов, заключенных между PR-компаниями и различными государственными структурами, увеличилось в 10-12 раз. Значительно выросла цена контрактов. Только в 2009 году министерства и ведомства России потратили на PR и маркетинг 5,2 млрд.[1], что позволило еще формирующемуся рынку стать одним из самых перспективных и широко обсуждаемых в СМИ. Претерпели существенные изменения и технические задания – документ, в котором прописываются требования государственного заказчика к исполнителю.

История

Привлечение государством коммерческих организаций для проведения информационных кампаний достаточно новое явление в России. Одним из первых примеров можно считать проведение информационной кампании по подготовке к проведению Всероссийской переписи населения 2002 года. Федеральная служба государственной статистики в 2000 году заключила договор с ЗАО «Компания развития общественных связей» на два года. Информационная кампания предполагала проведение различных видов работ: проведение социологических опросов, подготовка мониторингов, организация специальных мероприятий и т.д. Через год Министерство образования и науки РФ также обратилось к услугам PR-компании для информирования населения о реформе образования (В тот период обсуждалась Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года), ее этапах и значимости.

Некоторые эксперты считают, что первые  информационные кампании по заказу государства были проведены еще в начале 90-ых годов 20 века в поддержку приватизации. Существует также свидетельства о том, что в период дефолта в 1998 году государственные ведомства и министерства обращались к ряду внешний экспертов-консультантов, которые разрабатывали и реализовывали информационные стратегии на практике.

Опыт США

Больший опыт в этой сфере имеют США: существуют свидетельства о заключении подобных государственных контрактов с 1970-х годов. Правительство США ежегодно выделяет сотни миллионов долларов на проведение информационной работы PR-компаниями по различным направлениям[2].

Согласно данным Счетной палаты США за январь 2006 года в период с 2003 по 2005 было заключено 343 контракта с рекламными и PR-агентствами на сумму 1, 62 миллиарда долларов, из них: 87 % контрактов были заключены с рекламными агентствами, 12 % - с PR-агентствами, 1% - с медиа-агентствами, и менее 1 % - с частными лицами. 

Пресс-служба и PR-компании: отличие функций

Привлечение частных PR-компаний позволяет решить как минимум две проблемы: организационную: PR-компании обладают значительными человеческими ресурсами, которые необходимы для проведения масштабных, многоуровневых кампаний, возможность привлечения субподрядчиков и специалистов разного уровня; ресурсную: наличие широких связей и возможностей, «у PR-фирмы налажен широкий спектр контактов, отвечающих требованиям текущего момента»[3];

Федеральный закон № 94

В 2005 году был введен Федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», согласно которому все государственные заказчики стали обязаны размещать заказ государственных нужд. PR-компании, принявшие участие в конкурсе автоматически становились участниками размещения заказов. Оценивать результаты торгов стала Конкурсная комиссии. 

Критерии оценки

Получается, что критерием отбора Исполнителя является не идейно-смысловая часть предложения, а предложения по цене, сроках исполнения работ, и другим, по сути, формальным признакам.

По итогам конкурсной процедуры в государственном контракте фиксируются виды, сроки и количественные показатели работ (услуг). Причем количественные показатели зачастую очень детализированы. Например, в ряде государственных контрактов прописывается не только количество выходов в СМИ, но и объем (или количество знаков), периодичность, номер и цвет полосы, на которой материалы должны выйти. 

В прошлом году в России развернулась большая дискуссия о  проблемах ФЗ № 94 и возможности введения альтернативы – законопроекта, разработанного Министерством экономического развития РФ (18 октября 2011 года № Б/Н) «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг»[4]

Основные проблемы взаимодействия

Рассмотрим также другие проблемы, возникающие в ходе взаимодействия государственных заказчиков и PR-компаний. 

В 2010 году Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) разработала Меморандум о проведении тендеров на закупку PR-услуг, в котором прописываются базовые критерии качества организации тендеров. Среди основных проблем, возникающих при участии в таких тендерах, были названы: отсутствие полноценной обратной связи от организатора всем участникам конкурса (возможность обсуждения результатов) (70%), отказ от объяснения причин проигрыша (40%); отсутствие у организатора тендера бюджета на проведение работ после сбора тендерных предложений (20%); не подведение итогов тендера после получения предложений от всех его участников (15%).

Прозрачность, некорректная постановка целей, проблемы с оценкой эффективности реализованных информационных кампаний, исследования на начальной стадии работы, отсутствие мобильности, закрытость,изменение сроков реализации контракта.

 

 


[1] Болецкая, Ксения. Кто продвигает чиновников: [электронный документ]. – ("Ведомости"). Проверено 23.01.2012

[2] GAO Report to Congressional Requesters Media contracts: activities and financial obligations for Seven federal department, 2006

[3] Чумиков А.Н. Актуальные связи с общественностью: сфера, генезис, технологии, области применения, структуры [Текст] учеб-практич.пособие/ А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат,  2009. - с. 144

[4]  Проект федерального закона от 18 октября 2011 года № Б/Н «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» [электронный документ], (http://ideas.economy.gov.ru/), Проверено – 29.01.2012