Роль региональных бизнес-объединений в решении актуальных социально-экономических задач регионов
В среду, 2 апреля 2025 г., в рамках общеуниверситетского факультатива «GR в современной России: теория и практика», в онлайн-формате состоялся мастер-класс Пумпянского Дмитрия Александровича, д.э.н., д.т.н., профессора Кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ, президента Регионального объединения работодателей «Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей» (СОСПП), по теме «Роль региональных бизнес-объединений в решении актуальных социально-экономических задач регионов». Встречу провели коллеги Дмитрия Александровича по СОСПП: первый вице-президент Породнов Александр Валерьевич и исполнительный вице-президент Кансафарова Татьяна Анасовна.
В начале спикеры дали краткую характеристику «домашнего» для СОСПП региона. Так, Свердловская область является пятым по населению (4.3 млн чел. в 2022 г.) крупным экономически развитым субъектом Российской Федерации (за 2022 г. ВРП составил 3.2 трлн руб.) с высоким промышленным потенциалом (концентрация в 4 раза выше среднероссийского уровня) и акцентом на обрабатывающую промышленность, для которого также характерен высокий уровень деловой, культурной и общественной активности.
СОСПП, в свою очередь, представляет собой социально ориентированную некоммерческую корпоративную организацию, созданную на добровольном членстве организаций, чей правовой статус регулируется ФЗ-156 «Об объединениях работодателей» и ФЗ-7 «О некоммерческих организациях». Структура органов управления СОСПП основана на участии широкого круга предприятий в принятии решений и представлена органами правления (общее годовое собрание, Совет, Президиум Совета и Президент Союза) и рабочими органами (комитеты и комиссии, аппарат Союза и представительства в территориях).
Цели деятельности Союза:
· помощь устойчивому развитию компаний, отвечающему долгосрочным интересам бизнеса и способствующему социальному миру, безопасности и благополучию граждан, сохранению окружающей среды и соблюдению прав человека;
· поддержка эффективных социально-трудовых отношений, способствующих высокой конкурентоспособности и увеличению доходов предприятий, росту производительности труда, безопасности рабочих мест, профессиональному и карьерному росту, обучению и саморазвитию работников, а также повышению качества и уровня их жизни.
Соответственно, основными направлениями деятельности СОСПП являются:
− экспертная аналитика (выявление проблем и текущих тенденций, участие в процедуре оценки регулирующего воздействия (ОРВ), экспертиза принимаемых органами государственной власти НПА и инициация изменений в законодательство (в том числе через механизм «регуляторной гильотины»), отраслевая экспертиза);
− обеспечение диалога бизнеса и власти (формализованное взаимодействие, совместные инициативы, участие в работе 133 совещательных органов при органах власти, регулярные встречи с руководством региона);
− взаимодействие и участие в проектах и в работе органов Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), будучи его региональным отделением, что позволяет выходить на федеральные структуры;
− обеспечение коммуникации между компаниями-членами Союза (неформальные встречи, посещение предприятий, совместное участие в деловых мероприятиях, «встречи с интересными спикерами», online-информирование через Telegram-каналы и регулярную рассылку);
− выявление актуальных проблем и существующих тенденций через проведение ежегодного опроса СОСПП;
− защита интересов предпринимателей в работе правительственных комиссий и институтов развития;
− представление позиции работодателей;
− содействие развитию кадрового потенциала региона;
− благотворительность.
Организация была создана в 1991 г. как объединение «красных директоров» и ныне представлена преимущественно крупными региональными промышленными предприятиями («Уралвагонзавод», «Уралтрансмаш», группа «Синара» и др.) и филиалами крупных федеральных компаний (РЖД, ЕВРАЗ, «Росатом», «Сбербанк» и др.), а главным инструментом и механизмом ее работы является регулярный анализ эффективности и востребованности среди членов Союза. Тем самым, согласно опросам компаний, преимуществами членства в СОСПП выступают:
· нетворкинг –> возможность общения, установления контактов и обмена информации;
· статус при работе с властями -> возможность обратной связи с властями, ускорить процессы и снять лишние барьеры;
· выявление и «упаковка» актуальных проблем -> формирование аналитики по актуальным для бизнеса темам;
· достоверный информационный канал -> трансляция интересной информации;
· чувство поддержки и экспертное мнение -> возможность использования экспертного мнения и контактов Аппарата Союза.
В заключительной части мастер-класса Александр Валерьевич и Татьяна Анасовна ответили на поступившие вопросы от слушателей.