• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Взаимодействие бизнеса и власти: особенности проектной работы в вузе

В среду, 26 февраля 2025 г., в рамках общеуниверситетского факультатива «GR в современной России: теория и практика», в онлайн-формате состоялся мастер-класс Орлова Игоря Борисовича, д.и.н., профессора, заместителя руководителя департамента политики и управления факультета социальных наук, профессора Кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ, заведующего Научно-учебнойлабораторией исследований в области бизнес-коммуникаций НИУ ВШЭ, главного редактора журнала «Бизнес. Общество. Власть», по теме «Взаимодействиебизнеса и власти: особенности проектной работы в вузе».

Прошедший мастер-класс был проведен в формате проектного семинара, в ходе которого слушатели узнали о процедурах и этапах подготовки и реализации проектов, а также о критериях их рецензирования. Главными же задачами проектного семинара, по мнению Игоря Борисовича, являются как выдвижение новых идей и доведение их до стадии проектов, так и обучение навыкам проектного мышления. Спикером были выделены пятьключевых этапов работы над проектами: 

1) Постановка проблемы (Зачем нужен проект? Каким будет конечный продукт? Как его реализовать / Как это сделать? Кто будет им пользоваться?)

2) Поиск информации (Каковы возможности проектного коллектива? Есть ли препятствия для работы?);

3) Планирование мероприятий (Как распределить обязанности в группе? Как составить программу исследования / техническое задание?);

4) Реализация запланированных действий

5) Представление отчета по проекту.

При разработке технического задания по проекту в процессе постановки проблемы необходимы обоснование его актуальности и необходимости, указание всех возможныхрисков, распределение ролей в команде, расписание этаповреализации, подготовка портрета продукта с его целевой аудиторией (заказчиками) и описание потенциальныхрезультатов проекта.

Игорь Борисович отметил пять типов проектов с вырабатываемыми ими компетенциями:

• информационный проект – развитие умения работать с информацией, ранжировать и проверять сведения из различных источников (конечный продукт – базы данных);

• исследовательский проект – развитие аналитических способностей, критического мышления, освоение логических способов восприятия и обработки (конечный продукт – публикация, отчет, аналитический обзор или записка, заявка на научный грант);

• практико-ориентированный проект – совершенствование практических предметных умений и навыков учащихся (конечный продукт – проектное решение, бизнес-план или бизнес-кейс);

• творческий проект – развитие творческих способностей (конечный продукт – видеоролик, сайт или блог);

• игровой ролевой проект – развитие коммуникативных навыков (конечный продукт – игра, викторина, экскурсия).

К обязательной документации при организации проектной деятельности относятся проектная заявка, техническое задание и отчетные материалы. Основные участники, в свою очередь, также разделены на пять типов (ролей), как и сами проекты:

▪ инициатор – формирует проектную заявку, формулирует цели и условия участия в проекте (при необходимости – специальные требования к участникам);

▪ заказчик – формулирует критерии требуемого результата (тип и качество продукта, сферу его применения) и участвует в его экспертизе и оценке;

▪ руководитель проекта – обеспечивает реализацию проекта (разработка, по согласованию с заказчиком, технического задания и плана-графика проекта, отбор кандидатов для участия в проекте и распределение обязанностей), оценивает вклад каждого участника и оформляет учебную документацию по итогам проекта;

▪ участник проекта – взаимодействует со всеми остальными коллегами по команде, будучи непосредственно исполнителем проекта, и готовит индивидуальный отчет по проделанной работе

▪ организатор проектной деятельности – координирует и организационно обеспечивает проектную деятельность.
Спикер в конце своего выступления отдельно акцентировал внимание на структуре письменной работы в виде исследовательского проекта, включающей в себя введение, обзор литературы, методологию работы, результаты и выводы, что может быть крайне полезно студентам не только в рамках подготовки своих текущих проектов по Факультативу, но и для курсовых и выпускныхквалификационных работ.