Легальные каналы взаимодействия бизнеса и публичной власти в достижении устойчивого социально-экономического развития
В среду, 5 февраля 2025 г., в рамках общеуниверситетского факультатива «GR в современной России: теория и практика», состоялся мастер-класс Котелевской Ирины Васильевны, к.ю.н., доцента кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ, исполнительного директора Центра развития корпоративных отношений Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), ответственного секретаря Координационного совета предпринимательских союзов России, Заслуженного юриста РФ, по теме «Легальные каналы взаимодействия бизнеса и публичной власти в достижении устойчивого социально-экономического развития». В качестве же соведущего мастер-класса приняла участие по ВКС Масленникова Светлана Викторовна – доцент Департамента публичного права Факультета права НИУ ВШЭ.
В ходе своего выступления спикеры отметили, что правовые основы взаимодействия бизнеса и государства базируются, как на общественном интересе и публичной власти (целостность и функциональное единство государства, муниципального самоуправления (МСУ) и других субъектов публичного права (государственные организации, публично-правовые компании, НКО и др.)), так и на непрерывном диалоге государства с бизнесом (решающее значение для эффективного регулирования экономических и связанных с ними социальных отношений, а также создания благоприятных условий предпринимательской деятельности). Легальные механизмы (каналы) взаимодействия бизнеса и власти, в свою очередь, нашли прочное закрепление в российском законодательстве, что представлено прозрачностью процедур принятия государственных решений, участием бизнес-сообщества в экспертизе проектов нормативно-правовых актов (НПА) и в подготовке стратегических документов, планов и программ развития, непрерывным обменом информацией и совместными публичными обсуждениями. Таким образом, участие консолидированного бизнеса в реализации функции публичной власти обеспечивает баланс интересов государства и общества при решении важнейших вопросов развития страны.
К самим же легальным каналам взаимодействия спикеры отнесли:
− доступ к информации о деятельности государственных органов;
− публичное обсуждение проектов НПА;
− участие в экспертизе проектов государственных решений и НПА;
− участие представителей гражданского общества в работе консультативных и совещательных органов;
− мониторинг правоприменения;
− социальное партнерство;
− антикоррупционную политику.
Отдельного упоминания были удостоены следующие экспертные процедуры:
· оценка регулирующего воздействия (ОРВ) - в отношении проектов НПА, актов Правительства РФ, “правительственных” законопроектов, а также с марта 2015 г. и решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) через участие в формировании наднационального законодательства путем предварительной экспертизы разрабатываемых нормативных решений – более 300 заключений в год в текущем режиме;
· экспресс-экспертиза проектов - федеральные законы (ФЗ), поправки и заключения Правительства РФ на законопроекты к заседанию Комиссии Правительства РФ по законодательной деятельности;
· мониторинг правоприменительной практики - участие в выборе тем для анализа и подготовке ежегодного доклада (Минюст);
· оценка фактического воздействия (ОФВ) - в отношении НПА – с 2016 г. проводится анализ действия 10-20 избранных актов (Минэкономразвития и ФОИВы)
· подготовка предложений к законопроектам на всех этапах рассмотрения Государственной Думой, участие в рабочих группах.
Заключительным тезисом прошедшего мастер-класса стало утверждение Ирины Васильевны об очень сильном за прошедшие 20 лет развитии в России механизмов взаимодействия между бизнесом и государством.