• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Роль ESG-банкинга в устойчивом развитии российской экономики

В среду, 22 января 2025 г., в рамках общеуниверситетского факультатива «GR в современной России: теория и практика», состоялся мастер-класс Сенина Владимира Борисовича, к.ю.н., профессора Кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя подкомитета и Экспертного совета по устойчивому развитию и зеленому финансированию Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, члена Совета Ассоциации банков России, по теме «Роль ESG-банкинга в устойчивом развитии российской экономики».

В самом начале мастер-класса спикер разграничил более широкое понятие “устойчивое развитие” (управляемый процесс развития общества и природы, направленный на сохранение и обеспечение благоприятных условий для жизни нынешнего и будущих поколений людей) от более привычного “ESG” - экологического (Environmental), социального (Social) и корпоративного управления (Governance), в области которого до 2022 г. активно разрабатывались российские проекты. Однако после начала СВО и введения западными странами массовых финансовых и торговых санкций Российская Федерация была исключена из общемировой ESG-повестки, а ее экономика оказалась в переходном этапе. С другой стороны, актуальность обрела повестка устойчивого развития с необходимостью выстраивания Россией ESG-политики в своих национальных интересах, чья социально-управленческая составляющая и станет ключевым драйвером. 

Само же устойчивое развитие, в свою очередь, обеспечивается за счет регуляторного подхода, чью нормативно-правовую базу составляют тематические статьи Конституции РФ, “экологические” федеральные законы, “майский” указ Президента РФ “О национальных целях развития”, Единый план Правительства РФ по достижению национальных целей развития и НПА ведущих регуляторов ESG-банкинга, - прежде всего, Банка России, Государственной Думы, Минфина и Минэкономразвития России, а также институтов развития в лице “ДОМ.РФ” и “ВЭБ.РФ”. То есть Владимир Борисович отмечает формирование в России правовых и методологических основ устойчивого развития, включающих ESG-повестку, и развитой регуляторной инфраструктуры.

Непосредственно ESG-банкинг представляет собой концепцию банковской деятельности, базирующейся на принципах экологической, социальной и корпоративной ответственности в интересах текущего и будущего поколений и на практической реализации инициатив для достижения целей устойчивого развития и других общественно значимых ценностей (данное определение было дано международной аудит-консалтинговой корпорацией “Deloitte”).ESG-банкинг делится как на внутренний (усовершенствование деятельности самого банка), так и на внешний (воздействие кредитных организаций на своих клиентов), а его основными направлениями развития в России являются инструменты финансирования, инфраструктура и корпоративное управление. 

К сожалению, по мнению спикера, развитие отечественного ESG-банкинга не обходится без тормозящих факторов, к которым могут быть отнесены:

                недостаток информированности среди участников рынка;

                недостаточность финансовых и кадровых ресурсов;

                отсутствие единых стандартов выдачи “зеленых” кредитов;

                отсутствие комплексного государственного регулирования;

                отсутствие со стороны Банка России четкого инструментария действий по снижению требований к соблюдающим ESG-принципы банкам. Хотя он и предлагает ряд мер по совершенствованию нормативного регулирования, таких как разработка методологии по присвоению ESG-рейтингов (рейтингов устойчивого развития), нормативного акта (или методических указаний) об особенностях ESG-банкинга, а также правовых подходов, политик, процедур и стандартных форм ESG-отчетности в кредитных организациях

Таким образом, для России ESG-повестка сохраняет свою актуальность, а о необходимости ее реализации свидетельствуют важнейшие документы стратегического планирования Российской Федерации. Центральной задачей регуляторов российской повестки устойчивого развития выступает формирование ее целостного поля с обеспечением баланса интересов бизнеса, общества и государства, а от скоординированной работы Правительства РФ, Банка России и законодателей в вопросах регулирования повестки устойчивого развития зависит эффективность трансформации российской экономики.