• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Религиозный лоббизм

Рубрику ведет

Богачёв Максим Игоревич

Научно-учебная лаборатория исследований в области бизнес-коммуникаций: Младший научный сотрудник

 

 Религиозный лоббизм – процесс по продвижению интересов религиозных объединений (групп и организаций) в органах государственной власти, с целью принятия выгодного для них политического решения.

Субъекты религиозного лоббизма

К субъектам религиозного лоббизма могут относиться как религиозные организации, так и религиозные группы (сообщества верующих). 

Религиозная организация - добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозная группа - добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

На 1 января 2015 г. в РФ зарегистрировано 27 496 религиозных организаций. К наиболее влиятельным акторам религиозного лоббизма следует отнести Русскую православную церковь Московского Патриархата (РПЦ МП), Совет муфтиев России (СМР), Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМР), Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)   (РОСХВЕ), Российская Церковь христиан веры евангельской (РЦ ХВЕ), Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России, Российский еврейский конгресс, Буддийская традиционная сангха России (БТСР).

Объекты религиозного лоббирования

В Советском союзе с 1965 по 1991 г. существовал специальный государственный орган по контролю над религиозными организациями - Совет по делам религий при Совете министров СССР, в полномочия которого одновременно входили регистрационные, распорядительные и контролирующие функции. Однако на волне Перестройки от практики централизованного управления духовной жизнью общества было решено отказаться, поэтому в современной России специализированного органа на федеральном уровне занимающегося делами религиозных объединений не существует. Отсутствие централизованной институции, отвечающей за взаимодействие с религиозными объединениями в России, было компенсировано созданием при основных институтах государственной власти специализированных консультативных и координационных органов, незамедлительно ставших объектами религиозного лоббизма. На сегодняшний день на федеральном уровне в РФ существуют следующие консультативные и экспертно-координационные органы:

«Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента Российской Федерации, касающихся взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества» [3].

«Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации является координационным органом, образованным для рассмотрения вопросов, возникающих в сфере взаимоотношений государства и религиозных объединений» [4].

«Совет по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации является постоянно действующим экспертно-консультативным органом при Совете Федерации Федерального Собрания Российской, созданным в целях совершенствования законодательного обеспечения государственной национальной политики Российской Федерации и политики государства в отношении религиозных объединений в Российской Федерации ».

«Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций с момента образования активно работает над созданием и совершенствованием нормативно-правовой базы, необходимой для обеспечения реализации конституционных прав и свобод российских граждан, деятельности в нашей стране институтов гражданского общества».

«Общественная палата <…> осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти».

«Экспертный совет для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации создается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 г. N 565 "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" с целью проведения государственной религиоведческой экспертизы при государственной регистрации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации».

На региональном и субрегиональном уровнях также существуют органы по взаимодействию с религиозными объединениями, однако в каждом субъекте федерации и городском округе их наименования и организационно-штатные конфигурации существенно отличаются.

Так в г. Москве существует Управление по связям с религиозными организациями, которое входит в структуру Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы. В Московской области аналогичный функционал исполняет Отдел по взаимодействию с национальными и религиозными Объединениями, входящий в состав Управления по работе с институтами гражданского общества, а в Тульской области – религиозная политика долгое время была компетенцией Отдела по историко-культурному наследию департамента культуры Правительства Тульской области.  В свою очередь в Кабардино-Балкарии данный функционал выполняет Отдел по работе с религиозными организациями, который является структурным подразделением Министерства по средствам массовой информации, общественным и религиозным организациям Кабардино-Балкарской Республики. В Республике Дагестан - Отдел по взаимодействию с религиозными объединениями и религиозными  учебными заведениями, который относится к Комитету по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями Республики Дагестан.

Предмет религиозного лоббирования

Предметом интереса религиозных объединений является не столько проповедование морально-нравственных норм, сколько получение экономических, юридических и политических преференций. К основным целям религиозных лоббистов следует отнести изменение действующего законодательства с целью:

  • перераспределения части федеральных налогов в бюджет религиозных организаций;
  • уменьшения налогообложения хозяйственно-экономической деятельности религиозных организаций;
  • реституции (возвращения) религиозным организациям реквизированной в годы советской власти собственности;
  • увеличения государственного финансирования на реставрационные работы культовых сооружений, представляющих культурную и художественную ценность;
  • минимизации деятельности представителей других религиозных групп;
  • увеличения влияния религиозных организаций на секуляризированные сферы жизни общества (пенитенциарная система, ВС, МВД, СМИ, система образования);
  • увеличения международной и внешнеполитической роли российских религиозных организаций.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!